search
main
0

Чтобы не было мучительно обидно

​Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «с каждым новым прожитым днем ваша жизнь становится короче или длиннее?

Поднимите руки те, кто считает, что ваша жизнь стала на день короче? (День-то прошел.)Поднимите руки те, кто считает, что ваша жизнь стала длиннее?Запомните свои ответы, они нам пригодятся. А сейчас я хотел бы только отметить, что в аудитории есть люди, которые придерживаются прямо противоположных взглядов, значит, можно предположить, что какая-то из этих групп ошибается… Ведь если бы я спросил вас, как пишется НЕ с глаголом и вы высказали две взаимоисключающие позиции, одна из них была бы неверной. Или все же в ситуации с прожитым днем не ошибается никто?..Поговорим об ошибках…И начать я бы хотел с известной фразы А.С.Пушкина, под которой я бы с удовольствием подписался:Как уст румяных без улыбки,Без грамматической ошибки,Я русской речи не люблю,Быть может, на беду мою…И если уж Пушкин ошибался и нередко делал это сознательно, то нам, смертным, сам Бог велел. Все мы в этой жизни совершаем ошибки… или делаем ошибки. В русском языке есть два глагола: совершать и делать.Если бы ситуация касалась лично вас, как бы вы ответили на вопрос: «Вы бы хотели СДЕЛАТЬ или СОВЕРШИТЬ ошибку?Почему?»Ясно, что большинство хотело бы сделать ошибку, потому что сделанные ошибки не столь существенны по своим последствиям, они даже могут повторяться, их легко идентифицировать, потому что есть строгие правила: нарушение правила – ошибка! Сделанные ошибки легко исправлять. Мы их делаем, изучая русский, математику.А совершаем ошибки мы в жизни или герои в литературе (как отражении жизни). Расплата за эти ошибки гораздо серьезнее, совершать их постоянно – себе дороже, и идентифицировать их, особенно в наш постмодернистский век, трудно. Например, никому из учеников не придет в голову на уроке русского языка оспаривать орфограмму «Правописание НЕ с глаголом», но не так все однозначно на уроке литературы, когда мы выясняем, совершил ли ошибку Герасим, утопив «Му-му», или ошибся ли Тарас Бульба, убив своего сына?Вспомните свои ответы на вопрос о прожитом дне: если вы за точку отсчета выбрали дату своего рождения, то еще один прожитый день сделал ее длиннее и вы, скорее всего, оптимист, если же вы выбрали точку отсчета – окончание жизни, то каждый прожитый день ее укорачивает и вы, скорее всего, пессимист… или реалист.При этом никто из вас не ошибся, давая ответы, исключающие мнение друг друга.Теперь попробуем поработать с ошибками сделанными и совершенными.Начнем с ошибок, которые ученики делают. Есть много форм работы с ними. Я хочу предложить ДИКТАНТ С ПОДСКАЗКАМИ. Сейчас я продиктую вам 3 предложения. Запишите их. Я же периодически буду вам подсказывать, но иногда правильно, иногда – с ошибкой. Ваша задача: если я подсказал правильно, записать эту букву или знак, а если неправильно, распознать подвох и написать без ошибки.«ВЕСЕЛО ПРОБИРАТЬСЯ ПО УЗКОЙ ДОРОЖКЕ. ПО ОБЕИМ СТОРОНАМ КОЛЫШЕТСЯ ЦВЕТУЩАЯ РОЖЬ. ВОЗДУХ СВЕЖ И ПОЧТИ НЕ ДВИЖЕТСЯ, И КАКОЙ-ТО НЕОБЪЯТНЫЙ ПРОСТОР РАССТИЛАЕТСЯ ВОКРУГ».На экране правильный вариант. Проверьте себя, пожалуйста.Красным выделены буквы и знаки, которые я подсказывал неверно, а синим – верно!Проверяем умение идентифицировать ошибку, знание орфограмм, умение не поддаваться влиянию авторитета (в данном случае – учителя!).Теперь поговорим о работе с ошибками, которые мы совершаем…(Текст рассказа «Косточка» Л.Н.Толстого)Вопрос к вам, его же я задаю ученикам 5-го класса: какие ошибки совершил Ваня?(Съел сливу без разрешения и соврал.)Но ученики увидели ошибки ВСЕХ героев этой истории (мама – считает сливы и докладывает об этом отцу; отец обманывает: проглотил кость – умрешь); всех – потому что они после признания Вани засмеялись, а это жестоко…).Вывод: с ошибками совершенными не все так однозначно!Обобщая вышесказанное, обратимся к народной мудрости. Что говорят пословицы и поговорки о человеке ОШИБАЮЩЕМСЯ (Errare humanum est).(Пословицы)Терпимо ли отношение народа к человеку ошибающемуся? (Вполне)Что народная мудрость предписывает человеку, если он все же ошибся? Как минимизировать негативные последствия ошибки? (Признать и исправить.) Поэтому, если ваш ученик ПРИЗНАЛ И ИСПРАВИЛ ошибку, он молодец.Завершить мастер-класс я хотел бы также словами Александра Сергеевича Пушкина, которыми начинал наш разговор.Еще один экспресс-опрос.Кто заметил в тексте ошибку, поднимите руки.Далее работаем с теми, кто заметил. Поднимите руки те, кто из вас спокойно реагировал на это: подумаешь, ошибся, кто не ошибается… а теперь те, кто внутренне возмутился: «Съезд учителей, мастер-класс – и грубая ошибка!»А кто из вас возмутился и для себя решил, что после урока подойдет и обязательно скажет мне об этом?И никто из вас во время мастер-класса не указал на это?О чем говорят результаты опроса? Налицо противоречие между профессионализмом и воспитанностью, тактичностью. Помните, у Чехова: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделают другие».Мне кажется, что это не наш случай. Ошибки надо замечать и говорить о них, но делать это корректно, чтобы сделавшему их не было обидно. Это касается и учеников, и учителей.Андрей РОМАНОВ, учитель русского языка и литературы школы №1205, заслуженный учитель РФ, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2004»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте