Итоговое сочинение… Одна из тем, которая вызывает массу противоречивых мнений в педагогической среде. Многие ругают саму идею введения этого вида работы, ссылаясь на перегруженность школьных учителей. Есть те, которые считают, что итоговое декабрьское сочинение дублирует сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку. Некоторые утверждают, что это сочинение в формате ЕГЭ по литературе. Встречаются и такие педагоги, которые настаивают на том, что не все выпускники имеют способность писать сочинения. В общем, мнения разные и противоречивые…
Я отношусь к той категории преподавателей, которые с оптимизмом принимают итоговое сочинение.Помню, в 2014 году, в год введения этого нового вида экзамена, в школе дополнительного образования «Президентская школа» мне было поручено разработать курс «Итоговое сочинение». Первым делом я, естественно, изучила концепцию нового экзамена, цели и задачи, критерии оценивания. Меня очень привлекло, что данное сочинение кардинально отличается от сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку, где все предельно регламентировано и структурировано. Оно также не является идентичным форматом ЕГЭ по литературе, где нужен литературоведческий подход к сочинению. Итоговое сочинение должно стать возможностью самовыражения выпускника школы, оно направлено на демонстрацию знаний и умений одиннадцатиклассников. Очень весомым фактором, на мой взгляд, является то, что это сочинение метапредметное. Меня привлекла идея, являющаяся стержнем всей концепции итогового сочинения: приобретение знаний в общеобразовательной школе – это единый процесс, где все взаимосвязано, взаимообусловлено. Потому подготовка к этому экзамену должна заинтересовать не только преподавателей русского языка и литературы. Каждый предметник может быть подключен к этому интересному процессу. Ведь, допустим, сочинение по направлению «Путь» очень легко можно связать с понятием «путь» как физической величины, а «Разум и чувства» – с биологическими субстанциями, направление «Человек и общество» так или иначе связано с обществознанием. Безусловно, история, география и другие предметы могут стать помощниками в развитии тем итогового сочинения.Я считаю, что начинать подготовку к этому экзамену надо с пятого класса. Я прекрасно понимаю, что научить писать сложно. Нужно время, годы… Но процесс запущен. Многие учителя уже с пятого класса начинают практиковать формат итогового сочинения. И это замечательно. К одиннадцатому классу для подобных учеников итоговое сочинение будет не шоком, а нормальным, естественным видом работы. Я же в своей практике руководствуюсь интерпретированной фразой уважаемого Д.С.Лихачева: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, нужно ездить. Чтобы научиться писать, нужно писать…» Жанна ИБРАИМОВА, преподаватель школы дополнительного образования «Президентская школа»
Комментарии