В своей замечательной книге «Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Лихачев высказал очень важную мысль: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо бы в юные годы – о своем детстве, например)». Эти слова стали руководством к действию для учителей-словесников гимназии №1542.
Подготовка учащихся к итоговому сочинению предполагает проведение систематической и длительной работы учителем-словесником. Именно такая работа идет в нашей гимназии. В прошлом учебном году были внесены изменения в структуру итогового экзамена по русскому языку (ОГЭ) в 9-м классе, в частности, вместо одного сочинения были на выбор учащимся предложены три варианта творческой работы: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1), сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (15.2), и сочинение-рассуждение на тему, связанную с толкованием слова (15.3). Именно подготовка к двум последним вариантам помогла нам на начальном этапе сформировать некоторые навыки у учащихся, которые помогают им при подготовке к итоговому сочинению.Готовя учащихся к сочинению ОГЭ 15.2, учителя нашей гимназии отрабатывают умение учеников понимать смысл приведенного фрагмента прочитанного текста и, исходя из идеи произведения, позиции автора, строить на эту тему сочинение-рассуждение. Это задание помогает развить умение понимать поднятую проблему, что в дальнейшем пригодится при подготовке к итоговому сочинению по литературе в 11-м классе. Школьники учатся правильно толковать тему, идею произведения, логично выстраивать свои мысли на заданную тему. На наш взгляд, это вырабатывает у учащихся уже в 9-м классе навык толкования темы сочинения.Мы используем материал, который учащиеся вместе с учителями нарабатывают при подготовке к сочинению 15.3, ведь слова, предложенные для толкования, относятся к морально-этическим понятиям: БЛАГОДАРНОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, НРАВСТВЕННОСТЬ.Таким образом, подготовка к итоговому сочинению начинается уже в 9-м классе при подготовке к ОГЭ-9 по русскому языку.Помимо этого, мы выделяем еще несколько основных этапов подготовки к итоговому сочинению: Глубокое изучение литературного материала в 8-11-х классах. Ознакомление с требованиями к написанию итогового сочинения (10-й класс). Ознакомление с критериями оценивания итогового сочинения (10-й класс). Ознакомление с порядком проведения экзамена (11-й класс). Проведение пробного итогового сочинения в формате экзамена (11-й класс, ноябрь 2015 года).Работа над сочинением начинается с понятийного анализа темы.Мы предлагаем два способа анализа темы:- выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения;- переформулировать тему сочинения в вопросы. Ведь именно тема указывает на тот круг вопросов, которые должны быть освещены в сочинении, имеет смысл мысленно поставить знак вопроса в конце темы, ответ на этот вопрос, полный и развернутый, с доказательством на литературном материале и должен быть дан в сочинении.Слово «сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок». Об этом свидетельствует и устойчивое выражение «все чин-чином идет», то есть во всем наблюдается порядок. Следовательно, этимология слова «сочинение» показывает, что написать сочинение – значит не только продемонстрировать свои знания, связанные с тем или иным литературным произведением, но и изложить их в строго определенном порядке. Поэтому при подготовке большое место занимает отработка композиции сочинения.Любое сочинение начинается со вступления, в котором обозначается тезис, в русле которого будет раскрываться тема сочинения. Критерий грамотного вступления таков: по вступлению любой прочитавший должен определить тему сочинения, ведь здесь заявляют то, о чем будут писать. Основная часть сочинения – это ответы на вопросы, в которые была переформулирована тема. Каждая новая мысль начинается с новой красной строки. Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст.Если при прочтении предложений, начинающих каждый абзац, получается краткий пересказ основного содержания сочинения, значит, абзацы выделены верно.В основной части сочинения следует избегать:- пересказа литературного произведения;- изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.В заключении сочинения нужно подводить итог сказанному.Таким образом, сочинение на литературную тему имеет кольцевую композицию: вступление (1-я часть) и заключение (3-я часть) перекликаются друг с другом и в той или иной степени формируют тезис работы. Но во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, а в заключении высказана полно и достаточно подробно.После того как тема осмыслена, осуществлен понятийный анализ ее формулировки, необходимо приступить к составлению плана сочинения. План – это своеобразный конспект будущего сочинения. Лучше составить подробный план сочинения, в котором четко обозначены вступление, основная и заключительная части, а основная соответственно делится на несколько пунктов и подпунктов. К каждому пункту плана надо подобрать примеры из художественного произведения.Учителя литературы нашей гимназии выработали мероприятия по обучению написанию итогового сочинения: Проведение контрольных сочинений, завершающих тему, связанную с творчеством того или иного писателя, обязательно в формате итогового сочинения. Анализ ошибок в работах и совершенствование написанного. Отработка в классе под руководством учителя материала, аналогичного домашнему или аудиторному сочинению. Проверка сочинения с опорой на критерии оценивания. Зачитывание на уроке наиболее удачных сочинений или фрагментов сочинений. Индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным замечаниям к сочинению. Обязательное включение в урок отдельных практических заданий, связанных с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания итогового сочинения.Конечно, в начале 11-го класса учителя знакомят выпускников с содержанием предложенных концептов и дают рекомендации по использованию художественных произведений, раскрывающих тему.Время. Это тематическое направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.Рекомендуемые произведения:А.Чехов: рассказ «Студент», пьеса «Вишневый сад»; С.Есенин: поэма «Анна Снегина»;И.Бунин: рассказы «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско»;М.Булгаков: роман «Мастер и Маргарита»;Ч.Айтматов: повесть «Белый пароход», роман «И дольше века длится день»;А.Солженицын: рассказ «Один день Ивана Денисовича».Дом. Тематическое направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. Тема нацелена на размышления выпускников о доме как о важнейшей ценности бытия, нравственной опоре в жизни человека.Рекомендуемые произведения:И.Тургенев: роман «Дворянское гнездо»;Л.Толстой: повесть «Детство», роман-эпопея «Война и мир»;И.Шмелев: повесть «Лето Господне»;М.Булгаков: повесть «Собачье сердце», роман «Белая гвардия»;А.Платонов: повесть «Котлован».Любовь. Это тематическое направление дает возможность выпускникам посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о ее светлых и трагических сторонах.Рекомендуемые произведения:А.Пушкин: роман «Евгений Онегин», повесть «Станционный смотритель»;М.Лермонтов: роман «Герой нашего времени»;Ф.Достоевский: романы «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот», «Братья Карамазовы»;Н.Лесков: очерк «Леди Макбет Мценского уезда»;А.Островский: пьеса «Гроза»;Л.Толстой: роман-эпопея «Война и мир», роман «Анна Каренина»;И.Тургенев: повести «Первая любовь», «Ася»;И.Куприн: рассказ «Гранатовый браслет», повесть «Олеся»;М.Горький: роман «Мать»;М.Булгаков: роман «Мастер и Маргарита»;В.Каверин: «Два капитана»;У.Шекспир: трагедия «Ромео и Джульетта»;И.Гете: трагедия «Фауст»;Э.Ремарк: роман «Три товарища».Путь. Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.Рекомендуемые произведения:А.Радищев: «Путешествие из Петербурга в Москву»;А.Пушкин: роман «Капитанская дочка», повесть «Метель»;М.Лермонтов: роман «Герой нашего времени»;Н.Гоголь: поэма «Мертвые души»;Н.Некрасов: поэма «Кому на Руси жить хорошо»;Н.Лесков: сказ «Очарованный странник»;И.Бунин: «Господин из Сан-Франциско»;Гомер: поэма «Одиссея».В 11-м классе изучают типичные ошибки в работах учеников, выявленные при проверке работ 2014-2015 года, для их предотвращения. Типичные ошибки:- ученик не удерживается в своих рассуждениях в рамках заданной темы на протяжении всей работы, уходит от нее, подменяя другой;- ответа на вопрос темы в сочинении нет;- неглубокий уровень осмысления предложенной темы: нет глубины рассмотрения примеров на литературном материале; часто конкретные примеры из художественных произведений подменяют общим обзором, или обращение к литературным произведениям приводят на примитивном уровне и эклектично;- ученик не чувствует авторской позиции или значительно искажает ее, подменяя собственным пониманием на бытовом уровне, предлагает свое превратное толкование смысла образов или крайнюю упрощенность трактовки образов;- нет стройности композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение не связаны между собой;- нарушение логики рассуждений: работа не обладает необходимой логичностью.Чтобы избежать ошибок, учителю нужно грамотно готовить выпускника к итоговому сочинению. Если опыт работы гимназии №1542 окажется полезным, мы будем рады.Светлана САХАРОВА, директор гимназии №1542Информация к сведениюВ гимназии №1542 учителя используют пособие по подготовке к итоговому сочинению «Допуск к ЕГЭ. Итоговое сочинение по литературе» (авторы – Светлана Драбкина, эксперт управления профессионально-педагогического сопровождения и поддержки ОГЭ МИОО, Дмитрий Субботин. 2015 г.).
Комментарии