Совещание затянулось, и в коридоре столпился народ. Родители ждали директора, старшеклассники – своих учителей. Тут же резвились и пятиклассники в ожидании звонка на урок. Я еще обратила внимание, как много ребят с неславянской внешностью. В азарте игры бывает всякое. Но ни один ребенок не задел никого из стоящих взрослых, не обидел даже ненароком своих товарищей.
Я не услышала ни одной фамилии играющих мальчиков-девочек – все называли друг друга по именам, в беготне не забывая здороваться с проходящими учителями. А едва зазвенел звонок, тут же бросились в класс. Редкая картинка для массовой школы!
Да, это не лицей, не гимназия. Обычная средняя школа, находящаяся в не особо благополучном, по меркам Нижнего Новгорода, микрорайоне. Школа № 30 избрала свой путь, по которому идет уже более десяти лет. И скажу сразу, еще ни дети, ни взрослые не пожалели, что пришли в это учебное заведение, хотя 30-я и находится в окружении достаточно популярных в городе элитных школ. Почему же ученики и родители хотят остаться в ней?
– Я, например, иного способа воспитания современного человека, кроме религиозного, не вижу, – говорит директор школы Лора Антонова. – При этом надо разделить понятия. Сделать человека верующим – это не в нашей власти, и школа себе такую задачу не может ставить, и мы в мыслях такого не держим. А вот дать знания нравственные, духовные, культурные – это другое дело.
«Мы возвращаем те знания, которые были украдены, – продолжает Лора Леонидовна. – И ни в коей мере ничего не выкидываем из школьной программы, но стараемся дать возможность ребенку узнать, что на многие вещи есть и иной взгляд. Ведь кроме теории Дарвина, существуют также и другие. Ребенок может выбирать. И у него должна быть альтернатива. Мы учим ребят помогать ближнему, а ближний – это тот, кто оказался в беде и просит твоей помощи. Учим почитать отца и мать, а это не так просто: мы говорим, если директор или учитель в школе скажет «белое», а мама – «черное», то права мать. Когда говорят «школа – второй дом», – я считаю, что это неправильно. Дом у человека один, а школа – это место, где получают знания. И она никогда не справится с той разрухой, которая царит в семьях. А разрушена семья – разрушается и все остальное. Поэтому я ничего плохого в изучении православия не вижу.
12 лет назад тогда еще учитель русского языка и литературы Лора Леонидовна Антонова, изучая Достоевского и Толстого, поняла, что в их произведениях без знания Евангелия не разобраться. Пришлось изучать самой, а ребятам сначала просто читала Новый Завет… Потом пришел отец Кирилл (теперь архимандрит) и начал изучать Библию с ребятами и одновременно с учителями. «Интересно же! – говорит директор. – Умному человеку нужны знания!» Занимались со старшеклассниками, пока не поняли – нужно начинать с первого класса. «ФА-КУЛЬ-ТА-ТИВ-НО! – подчеркивает Лора Леонидовна. – По желанию родителей и детей». А желают 95-96 процентов.
Своей задачей педагогический коллектив школы считает, чтобы в любых обстоятельствах ученики жили по принципу «на добро ответить добром» или «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». В любой религии можно найти темную сторону – вот в исламе уже люди придумали ваххабизм. Поэтому изучение православия вводится для того, чтобы мир действительно стал лучше. И в массовой школе, по мнению Лоры Антоновой, это необходимо, потому что человек, имеющий такие знания, в секту точно не придет.
Лора Антонова, убеждена, что «школа вне политики – это тоже политика, так же как и школа вне религии. Но вне государственной политики школа тоже не может быть, иначе мы не воспитаем патриотов. На положительных примерах любовь к государству, к правительству воспитывать необходимо. Каким бы оно ни было».
Нижний Новгород
Комментарии