В нашу школу поступили интерактивные доски SMARTBoard и стали настоящими помощниками учителю в работе, а ученику в учебе. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Повышается мотивация детей. Ученик, выходя к доске, чувствует себя маленьким волшебником…
Программное обеспечение интерактивной доски SMART Notebook простое, а интерфейс наглядный, похожий на другие офисные приложения, поэтому проблем при работе с интерактивной доской не возникает. Можно использовать готовые ресурсы, программное обеспечение самой доски, а также учебные материалы собственной разработки (интерактивные карточки или интерактивные рабочие листы). Расскажу, как я делаю это, на примере одной темы.Раздел курса «Умножение и деление».Цели: – составление таблиц умножения 2 на 2;- совершенствовать у учащихся вычислительные навыки, умения решать задачи.УУД: – личностные: формирование положительного отношения к урокам математики;- регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос и самооценка деятельности;- познавательные: формирование устойчивого интереса к познанию математических фактов;- коммуникативные: овладение способами взаимодействия со сверстниками, умение работать в парах, группе и коллективе.Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, математика, музыка.Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, компьютер, проектор.Интерактивные средства ПО Notebook 10.7 для интерактивной доски SmartBoard, использованные на уроке (см. таблицу).Материалы для учеников: 1. Учебник Моро М.И. Математика: 2 класс. 2. Листы исследования и самоконтроля.3. Карточки для домашней работы.Ход урокаI. Организационно-мотивационный этап. Рифмованное стихотворениеПри помощи стихотворных строк формирую личностные отношения. Происходит настрой учащихся на урок. Мотивирую детей на осознанное вхождение в пространство учебной деятельности.Открывается страница.Что нас ждет на этот раз?Сказка в гости к нам стучитсяИли, может быть, рассказ…Учитель: Куда отправимся в путешествие и с кем мы его совершим на уроке? (Ответы детей.)Детям предлагается посмотреть видеоролик, посвященный главной героине урока – Маше.Учитель: Школьные предметы даются Маше непросто, особенно математика, и наша задача – помочь ей.Выясняем, какие умения ребятам пригодятся для успешной работы на уроке математики.Этот этап урока помогает мотивировать учащихся на осознанное вхождение из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.II. Этап актуализации опорных знанийУчитель: Волнение мы отправляем в корзину и начинаем путешествие.Далее детям предлагается сравнить выражения, не вычисляя (см. рис. 1). Ученики, рассуждая, ставят знаки, доказывают свой выбор, повторяют свойство умножения.Проверка: если учащиеся ошибаются, учитель касается картинки и дети слышат смех Маши.На этом этапе формируются регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД.Важно, что задействовано несколько типов восприятия – аудиальное, визуальное и кинестетическое.IIІ. Этап постановки проблемыДетям предлагается составить задачу и решить ее. Они записывают решение сложением одинаковых слагаемых. Проверяем решение.Учитель: Что вы испытывали, когда записывали решение? (Долго считать, много писать.) Как быть? (Заменить сложение умножением.)Дети записывают решение. Проверяем. Выясняем, какой способ удобнее. Почему?Учитель: Могли ли сразу решить умножением? (Ответы детей.)Ученики формулируют тему и цели урока.Учитель: Оцените свою работу. (Листы самоконтроля.)На этом этапе урока формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.Проверка: интерактивное средство «Анимация объекта». Навести курсор мыши на объект. По щелчку мыши появятся решение и ответ (см. рис. 2).IV. Открытие детьми новых знанийУчитель просит установить закономерность и продолжить ряд. Учащиеся называют число и проверяют свой ответ.Используется интерактивное средство «Ластик» – ученики проводят ластиком по серединке цветка и проверяют свой выбор (см. рис. 3).Исследовательская работа (в группах). Листы исследования.Учитель предлагает заменить полученные числа суммой одинаковых слагаемых.Учитель: Замените сложение умножением и найдите значение произведений. Как происходит проверка?Дети выясняют, что у них получилась таблица умножения на 2.Учитель: Зачем она нам нужна? (Ответы детей.) Оцените свою работу. (Листы самоконтроля.)На этом этапе урока формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные УУД.Затем детям предлагается решить примеры, но сначала выясняется, что они заметили в записях примеров.Учитель: Какой закон включился в работу? (Переместительный.) Как он звучит? (От перестановки множителей произведение не изменяется.)Дети решают примеры, опираясь на составленную таблицу (см. рис. 4).Проверка: ученик перетаскивает пример в желтый прямоугольник таблицы. Проявляется скрытый ответ.На этом этапе урока формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.Физкультминутка (динамическая).Направлена на формирование личностных УУД и здоровьесбережение детей.V. Закрепление новых знанийУчитель: Для выполнения следующего задания мне понадобится эксперт, который хорошо знает таблицу умножения. Этому ученику предлагается очень быстро проверить свои силы – решить несколько примеров.Затем в работу включается весь класс. Дети решают примеры и раскрашивают цветок, используя заданную палитру цветов (см. рис. 5). Эксперт (ученик) контролирует выполнение работы. Если примеры решены верно, заливает середину цветка – проявляется слово «Молодцы!». Блицтурнир. Карточки для парной работы.Дети составляют задачу по рисунку (рисунок дублируется на интерактивной доске) и соотносят рисунок с решением.Проверка: ученик перетаскивает прямоугольник – проявляется решение (см. рис. 6).Учитель: Оцените свою работу. (Листы самоконтроля.)Тест. Решение примеров. Учитель: Желающие могут проверить себя.(Задание можно использовать по желанию учителя.)Проверка: при клике меняются объекты (анимация вращения) (см. рис. 7).VI. Итог урокаУчитель: Какую цель мы ставили перед собой на уроке? Зачем нужна таблица умножения?Какое домашнее задание будет самое главное? (Выучить таблицу умножения на 2.)РефлексияУчитель: Наше путешествие подошло к концу. И в знак благодарности за помощь Маша и Медведь оставили вам памятку с таблицей умножения. Подведите итоги на листах самоконтроля.Спасибо за внимание!Заданий к данной теме много, поэтому их нецелесообразно использовать на одном уроке. Учитель сам решает, какие задания он выберет.В заключение хочу привести слова исполнительного директора корпорации Intel Крейга Барретта: «Все технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. И чудеса все же творят не компьютеры, а учителя».Эльвира ЛИПИНА, учитель начальных классов средней школы №2 города Тейково Ивановской области
Комментарии