Владимир Путин поручил правительству к 1 октября утвердить Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030‑го, обеспечив включение в него стратегических инициатив в сфере социально-экономического развития. Кроме того, правительство должно скорректировать целевые показатели проекта Единого плана. Изменения должны предусматривать, в частности, выход на положительную динамику численности населения по итогам 2024 года и достижение показателя ожидаемой продолжительности жизни 75 лет по итогам 2025 года. Работа над документом ведется в соответствии с указом президента о национальных целях, подписанным год назад. Спланировать развитие оказалось сложнее, чем думали. Накануне, 23 июля, проект Единого плана был рассмотрен на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и снова вызвал дискуссии. По мнению профсоюзной стороны РТК, документ все еще обладает рядом существенных недостатков. ФНПР подготовила свои предложения.
Повышение зарплаты и налогообложение
В документе предусмотрено ежегодное увеличение средств на повышение заработной платы работников федеральных учреждений. Однако объемы финансирования, которые заложены в проекте Единого плана, по оценке профсоюзных экспертов, не позволят обеспечить рост реальной зарплаты таких работников на уровне заявленных целевых показателей. Таким образом, получается, что целевой рост реальной зарплаты федеральных бюджетников возможен лишь в случае сокращения их численности.
Очевидно, что существенные дополнительные средства требуются и для развития отраслевых систем оплаты труда в сфере здравоохранения, образования и культуры.
Профсоюзная сторона РТК отметила, что в случае отсутствия опережающего роста зарплаты федеральных бюджетников должен быть больший прирост в частном секторе и в бюджетной сфере на региональном и муниципальном уровне. Однако мер, направленных на повышение заработной платы в данных секторах экономики, в проекте Единого плана нет.
Профсоюзы предлагают законодательно закрепить обязанность работодателей осуществлять ежегодную индексацию зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, в том числе для работающих пенсионеров.
Кроме того, ФНПР настаивает на том, что обязательная ежегодная индексация заработной платы должна производиться для всех категорий трудящихся, независимо от формы собственности организации-работодателя.
Также предложены меры в сфере фискальной политики: исключение из налогооблагаемой базы суммы, равной МРОТ; развитие прогрессивной шкалы налогообложения.
МРОТ и прожиточный минимум
Есть замечания и к установлению уровня прожиточного минимума населения и МРОТ. Повышение данных показателей на будущий год теперь зависит от роста доходов населения аж в позапрошлом году. В 2020 году доходы граждан падали, а значит, и величина прожиточного минимума в 2022 году в реальном исчислении снизится по сравнению с 2021 годом. А так как величина прожиточного минимума используется для установления размеров социальных пособий, возникает угроза стагнации бедности в незащищенных слоях населения, предупреждает ФНПР.
Профсоюзная сторона РТК предлагает предусмотреть ежегодное увеличение соотношений величины прожиточного минимума населения и величины медианного среднедушевого дохода, а также МРОТ и медианной заработной платы.
Профсоюзы также настаивают на недопустимости включения в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат, установления оклада ниже МРОТ.
Самозанятые
В проекте прогнозируется увеличение численности индивидуальных предпринимателей и самозанятых до 25 млн человек, что составит 34,7% от занятых в экономике. Численность же наемных работников, по оценке профсоюзов, сократится с 58 млн до 47 млн человек. Согласно декларации МОТ о социальной справедливости, принятой на 97‑й сессии Международной конференции труда 10 июня 2008 года, важность трудового правоотношения должна признаваться как средство обеспечения правовой защиты работников.
По мнению ФНПР, заявленное в проекте Единого плана увеличение численности самозанятых граждан не должно осуществляться за счет сокращения численности работающих по трудовому договору.
Профсоюзы неоднократно указывали на проблемы правового регулирования самозанятых, в частности, изъятие данного вида трудовой деятельности из системы государственного страхования. Значительный рост численности самозанятых без обеспечения их основополагающими трудовыми и социальными правами несет в себе серьезные социальные риски.
Государственные инспекторы труда
За последние 20 лет численность государственных инспекторов труда в РФ сократилась почти в два раза – до 1820 человек. Все это происходит на фоне расширения неформальной занятости, оказывающей давление на традиционные трудовые отношения. Программная реформа предполагает двукратное сокращение и без того недостаточного инспекторского состава.
По мнению профсоюзов, данная тенденция непременно приведет к снижению качества обеспечения государственных прав и гарантий работникам.
Санаторно-курортная реабилитация
Важным направлением сохранения здоровья граждан, особенно в условиях пандемии, является система оздоровления и реабилитации в рамках санаторно-курортного комплекса. Однако соответствующие меры поддержки в проекте Единого плана отсутствуют. Профсоюзная сторона РТК предлагает установить финансирование реабилитации переболевших коронавирусом работников за счет бюджетных средств, а также рассмотреть вопрос о развитии систем оздоровительного отдыха в стране, как взрослого, так и детского.
Миграционная рабочая сила
Еще один спорный вопрос в проекте Единого плана – интеграция миграционной рабочей силы в российскую экономику. В проекте отмечено, что «в условиях значительной естественной убыли миграция является важным источником восполнения трудовых ресурсов страны». Профсоюзная сторона РТК считает, что качественный миграционный прирост за счет высококвалифицированных иностранных работников невозможно обеспечить без существенного повышения уровня дохода и заработных плат в России по сравнению с другими странами, которые могут привлекать такие трудовые кадры. Ориентироваться в первую очередь, как отмечают профсоюзы, нужно на создание стимулов для привлечения в РФ бывших соотечественников, а также русскоязычного населения и групп мигрантов, социально и культурно адаптированных к условиям жизни в России.
Игорь ВЕТРОВ, по материалам Федерации независимых профсоюзов России
Информация к сведению
Наряду с проектом Единого плана по достижению национальных целей развития на заседании Российской трехсторонней комиссии 23 июля был рассмотрен целый ряд актуальных вопросов.
Профсоюзная сторона РТК заявила о несоблюдении социальными партнерами обязательств Генерального соглашения. Речь шла о постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. №2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год». Как отметил председатель ФНПР Михаил Шмаков, документ был принят без рассмотрения в Российской трехсторонней комиссии, что является нарушением конституционного принципа социального партнерства. Также без предварительного согласования с партнерами принята Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы на период до 2025 года.
Заявление профсоюзов было принято к сведению.
Стороны РТК поддержали проект постановления Правительства РФ, которым утверждается Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Документом в том числе закрепляются положения об установлении минимального размера пособия по временной нетрудоспособности не ниже МРОТ, установленного на федеральном уровне, а в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, – не ниже МРОТ с учетом этих коэффициентов.
Участники заседания также поддержали продление до 31 декабря 2021 года временных правил регистрации граждан в целях поиска работы и в качестве безработных. Эти правила были приняты в 2020 году в связи с распространением коронавируса. Они предполагают, в частности, дистанционную регистрацию граждан в органах службы занятости, если в регионе введен режим повышенной готовности.
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с 1 января 2022 года МРОТ предполагается установить в размере 13617 рублей в месяц) тоже был поддержан, однако у профсоюзной стороны РТК имелись предложения на этот счет. Так, профсоюзы отметили, что повышение уровня жизни населения и сокращение бедности невозможно без ускоренного роста минимальных гарантий по заработной плате. В связи с этим профсоюзы предложили ежегодно увеличивать соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы.
Профсоюзная сторона РТК не поддержала в текущей редакции проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Одной из причин такого решения стало то, что документ не соответствует Конвенции МОТ №81 об инспекции труда в промышленности и торговле.
Комментарии