Что делать, чтобы читали? Как обратить в свою веру? Я опробовала множество вариантов. Для одного из уроков внеклассного чтения по литературе выбрала сборник Бориса Екимова. Решила, что рассказы – это то, что нужно.
Писатель учит нас быть милосердными; без высоких слов, без патетики он рассматривает проблему взаимоотношения родителей и детей, отношение к малой родине. А это для наших подростков особенно актуально. К тому же столько тепла и какой-то мужской нежности в этих историях!
Борис Петрович Екимов, прозаик и публицист, родился в 1938 году в небольшом городке Игарка. Все детство и юность писатель провел в деревне, да и по сей день этот отрезок земли остается его родиной и отрадой для сердца. Герои Бориса Петровича естественны и натуральны. А самое главное, что они особенно чувствительны к любому унижению человека человеком. Борис Екимов с болью описывает жизнь затерянных поселков, опустевших деревень. Эти простые люди, его герои, оказались очень понятны моим детям.
Я готовилась к уроку довольно тщательно. Для начала взяла несколько рассказов: «Как рассказать…», «Говори, мама, говори», «Ночь исцеления», «Возвращение». Разделила класс на группы, а каждую историю на части.
Использовала отрывки из рассказов на уроках русского языка для подготовки к аттестации и терпеливо ждала вопросов. Они возникли очень скоро – стали спрашивать, что такое продуктовые карточки. И я поняла, что пора начать разговор. С помощью презентации объяснила, как выживало гражданское население во время войны, показала, что представляли эти расчерченные кусочки картона, от которых порой зависела жизнь целой семьи. Постепенно открывала весь ужас трагедии матери, потерявшей карточки. Воспоминания тех дней настолько сильно засели в памяти женщины, героини рассказа “Ночь исцеления”, что изо дня в день ее мучили невыносимые кошмары, и она кричала по ночам, сгорая от ужаса: чем кормить детей?
И когда мои дети это осознали, пошла дальше в толковании трагедии мальчишки, который должен был резко оборвать ночные крики своей бабушки. Внук знал об этой беде «бабани», потому что она иногда зимовала у них в городе. Когда он уезжал, мама посоветовала закричать на бабушку, чтобы она успокоилась и заснула: «А ты крикни: «Молчать!». Она перестает. Мы пробовали».
Перед мальчиком встал вопрос: последовать совету родителей, крикнуть на бабушку и покончить ее с кошмарами или последовать голосу сердца, души? Мальчик сделал выбор в пользу чувств, решив, что душевные раны нужно лечить любовью и теплом. Благодаря этому мальчику удалось исцелить бабушку и себя.
Мне кажется, напряжение достигло высшей точки – все, затаив дыхание, ждали развязки, и свободно выдохнули в конце. «Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать… Вот ваши карточки бабаня… Все целые, берите…».
Вот что писали дети после урока:
«Во время войны потерять хлебные карточки – подобно смерти для всей семьи». (Анна-Мария Саядян).
«Страшные сны бабы Дуни – это отголоски войны, тревоги за детей, которым угрожает смерть от голода. Борис Екимов показывает, как в душе Гриши пробуждается сочувствие к бабушке, и он принимает иное решение, отличное от совета родителей». (Влад Абдурахманов)
«Мальчик понимает, что душевные раны бабушки не вылечишь окриком «Молчать!». Фраза, перекликающаяся с заглавием рассказа: «И придёт исцеление». Этими словами писатель убеждает нас в том, что добро и милосердие могут исцелить любую душевную боль». (Лиза Медкова)
Особую реакцию вызвал рассказ «Говори, мама, говори…». Что, как не телефон, может хоть и на пару минут, но все-таки дать ощущение близости родным людям, будто преграда в километры вмиг уменьшилась или вовсе исчезла? Таким способом и поддерживали связь на расстоянии мама и дочка – главные героини рассказа Бориса Екимова, так как жили очень далеко друг от друга: мать в деревне, дочь в городе.
«Когда ребята читали отрывки из этой истории, хотелось кричать, стонать, ругать такую черствую дочь, остановить ее». (Ксения Устинова)
«Борис Екимов рассказывает читателю трогательную историю о женщине, которая позвонила своей дочери, чтобы рассказать о трудностях: сломанной ноге, болезнях! Но дочь как будто не слышит слова матери. Автор сожалеет о таких взаимоотношениях…» (Эрик Хекоян)
«Порой повзрослевшим детям и пожилым родителям сложно понять друг друга, однако забота и любовь позволяют преодолеть это непонимание!» (Полина Гоголева)
«Автор считает, что жизненные проблемы и повседневные дела часто мешают повзрослевшим детям найти время на нежные и добрые слова для своих родителей. Однако в основе отношения людей к своим родителям лежат любовь, благодарность и искренняя забота!» (Виталий Кунгурцев)
«Говори, мама, говори…» – одно лишь название наталкивает на множество мыслей. Ведь само слово «мама» заставляет невольно вспомнить своего самого дорогого человека в жизни, который всегда рядом». (Аня Схаплок)
Рассказ никого не оставил равнодушным, даже показалось, что дети сделали для себя определенные выводы в отношении своих родных. Все были рады, что в конце рассказа мы услышали: «Говори мама… – просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется и, может быть, навсегда, этот голос и эта жизнь…».
Когда начали читать «Как рассказать…», задались вопросом, который постоянно мучил Григория, главного героя: почему он уже пятый год уезжает на рыбалку на Дон? Зачем помогает чужой для него старой женщине? Дел у бабы Вари было немало: «посадить в огороде картошку, насос для воды поставить и бак, деревья окопать и так далее». Никому не рассказывает правду, вспоминает свое сиротское детство и молчит. Но когда Григорий вспомнил о сыне и загадал, что, когда тот «немного повзрослеет, надо привезти его сюда. Приехать вместе… пусть поработает и поймет», вот тогда разобрались мы все. Григорий нуждался в возможности делать добро, дарить тепло тому, кто в этом нуждается, в данное время – простой русской женщине, которая осталась одна на белом свете. Хорошо, что он подумал о сыне, решил передать и ему в наследство умение делиться с одинокими людьми, помогать им.
Мы некоторое время молчали, не могли расстаться со всеми историями. И тогда я решилась на последний рассказ из выбранных: «Возвращение». Мне показалось, что он самый светлый и родной. Жизнь в деревне очень нетороплива, как будто её жители боятся нарушить общение с природой, с которой делят свой быт, свои дела и заботы. «Окраина малого степного поселка. Невеликие дома, просторные огороды, от них – жизнь», – пишет Борис Екимов в своём рассказе «Возвращение», размышляя о жизни в деревне, которая является основным местом действия героев. Это стиль жизни, образ мышления: немного непонятный городскому жителю, но такой особенный. Смыслом существования старой женщины была икона Богородицы, которую у нее варварски украли. Пропал смысл жизни, и баба Надя легла умирать, но маленькая девочка, которая проживала у нее, взяла краски и начала трудиться, рисовать. И пришло чудо: «Из переднего угла, украшенная сухими и бумажными цветами, глядела Богородица».
Простой по своему сюжету рассказ, простые люди, жившие в этой деревне, но столько радости и надежды мы получили в итоге! Деревенская жизнь – это особая жизнь. Она потому и нетороплива, что наполнена и дышит чувствами. Мы были переполнены чувствами, но говорить не хотелось. Я видела глаза, полные слез, хмурые лица от эмоций, только не равнодушные, а скорее печальные и грустные. Почему-то не видела подобной реакции, когда недавно читали прекрасные истории о любви. Тема любви так близка ребятам в этом возрасте, поэтому я ожидала большую заинтересованность, но, возможно, они ее не показали.
Какая же загадка в рассказах о живой жизни? Что заставило современных детей прочитать их? Что необычного узнали мы на уроке? Какое открытие сделали для себя? Может быть, вспомнили тихое лето в знакомой деревне среди близких людей, ощутили теплоту, исходящую от истоков, поняли, что и в этой неустроенной жизни находится место маленьким подвигам, мечте, искренней любви и вере.
Я была рада, что не очерствели мои дети, можно до них достучаться. Верю, что многого добьются в жизни, потому что глаза у них открыты, и они все видят и слышат, ощущают чужую боль, умеют сострадать, милосердны. А это главное!..
Татьяна КОТОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1573, Москва
Комментарии