Цели: Обучающие: формирование целостного восприятия трагедии ГУЛАГа, отработка у студентов приемов учебно-познавательной деятельности; формирование умений применять полученные знания по истории на уроках литературы и наоборот; показать на примерах исторических фактов и литературных произведений судьбу мучеников ГУЛАГа. Развивающие: развитие самостоятельности студентов в ходе подготовки и защиты проектов; развитие познавательного интереса и навыков самоконтроля. Воспитательные: воспитание критичности мышления при анализе исторических событий; сочувствия и сострадания жертвам тоталитарного режима.
Методические приемы: защита проектов по истории и литературным произведениям; «большой круг» и «древо познания»; оппонирование.
Ход урока
Учитель сообщает о проходившей акции «Помни 37-й год»; об актуальности этой темы для Республики Коми, ставшей страшным звеном ГУЛАГа (по предложению преподавателя истории четверо студентов зажигают поминальные свечи), все встают. Минута молчания.
Защита проектов
Деятельность студентов
а) защита группой студентов исследовательского проекта «История ГУЛАГа. ГУЛАГ в Коми» (предлагается компьютерный вариант проекта, который защищает один из студентов, приводя факты и статистические данные).
Оппонентом выступает один из студентов другой группы, утверждающий, что репрессии оправдывались тем, что СССР находился в окружении капиталистического лагеря, где мечтали вернуть то, что было потеряно после октябрьского переворота 1917 года. Поэтому нужны были крайне жесткие меры.
Ответ автора проекта: Политические противники и оппозиция составляли незначительную часть репрессированных, они же не являлись поэтому угрозой существующей власти и строю. Однако были подвержены жесточайшим репрессиям все слои населения, в том числе и по национальному признаку.
б) зачитываются воспоминания Л.Крымского, отбывавшего срок наказания в лагере города Инты на территории Коми.
Учитель литературы рассказывает об отражении темы политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР в русской литературе ХХ века. Обращает внимание на творчество Александра Солженицына и Варлама Шаламова, писателей, осужденных по статье 58 (политической). Подчеркивает, что ГУЛАГ рождает новые психологические закономерности в поведении человека, «низведенного до уровня животного». Нет людей, которые бы, вернувшись из заключения, не вспоминали бы о лагере, об унизительном и страшном лагерном труде.
Совместная деятельность преподавателя литературы и студентов
Беседа по рассказу Варлама Шаламова «Сгущенное молоко». (Фактический материал демонстрируется на экране). Примерные вопросы:
Как дорого была оценена жизнь лагерника?
Почему герой, зная о предательстве Шестакова, не сказал ему открыто об этом?
Докажите на примере рассказа, что лагерь действительно меняет психологию человека, уродует его нравственно.
Защита исследовательского проекта «Зло ГУЛАГа» в рассказах Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и Варлама Шаламова «Тифозный карантин». (Сравнительный анализ).
Оппонирование проекту. Главная идея: и у Шухова, и у Андреева одно и то же стремление выжить. Солженицын не испытал ужасов Колымы – отсюда и более мягкий характер изображения лагерного быта. Нельзя категорически утверждать, что Шухов не сопротивляется злу каторги, – у него этот протест внутренний, скрытый, а видимая часть этого протеста – работа.
Ответ автора проекта сводится к мысли о том, что все-таки у Солженицына растлевающего ужаса ГУЛАГа нет по сравнению с Шаламовым; первый уверен, что можно приспособиться, второй – что нельзя, лагерь ломает любого, даже самого стойкого.
Закрепление изученного
Деятельность преподавателя истории:
Однозначной оценки ГУЛАГа в обществе и литературе сегодня нет. Одни видят построенные города, железные дороги (в Республике Коми – это Северная железная дорога, города – Воркута, Инта, Ухта, Печора, Сосногорск, Микунь), другие – изломанные судьбы невинно осужденных.
Деятельность студентов:
а) «Большой круг»: студенты сидят за столами, расставленными по кругу, и по предложению преподавателя на листочках записывают вопросы по теме урока и адресуют их тем, кто, по их мнению, может на них ответить: это может быть и Сталин, и работник НКВД, и преподаватель, и герой произведения, и т.д.
б) Все собранные вопросы крепятся в виде листьев древа на доске (лучше магнитами) – и это и есть «древо познания». Студенты по желанию выходят к доске, срывают один из листьев, зачитывают вслух вопрос и сами на него отвечают. (Преподаватель может спросить, у кого из присутствующих есть другое мнение. Если найдется такой студент, то он должен дать свой ответ.)
Подведение итогов и постановка домашнего задания
а) Рефлексия.
Преподаватели благодарят студентов за творческий подход и активную работу на уроке. Предлагают студентам оценить прошедший урок. Раздаются карточки, в которых предлагается поставить галочку около выбранного утверждения:
Мне было интересно на уроке.
Мне было скучно на уроке.
Урок меня не затронул.
б) Объявление оценок.
в) Домашнее задание: подготовить проект самостоятельно прочитанного рассказа Варлама Шаламова с обязательной характеристикой исторического периода, отраженного в произведении. (Студентам предлагается алгоритм выполнения задания.)
Людмила ЛАДАНОВА, преподаватель литературы индустриального техникума; Алена ШАНЬГИНА,
преподаватель истории и обществознания индустриального техникума, Сыктывкар, Республика Коми
Приложение 2
Исследовательский проект по истории Тема «История ГУЛАГа»
ГУЛАГ (Главное управление лагерей, трудовых поселений и мест заключения) был создан 2 апреля 1930 г. в недрах ОГПУ СССР (Объединенного главного политического управления) для реализации государственной политики террора и устрашения. С 1934 г. ГУЛАГ был структурной единицей НКВД (с марта 1946 г. – МВД) СССР. Свое происхождение он ведет со времен Гражданской войны, когда по всей стране большевиками были созданы концлагеря для «врагов народа». Наиболее известным из них был Соловецкий лагерь особого назначения, располагавшийся на месте известного монастыря на островах Белого моря. Европейский Север России, таким образом, и при большевиках остается местом ссылки, каторги и подневольного труда десятков, а затем и сотен тысяч людей разных национальностей.
С 1921-1954 гг. только органами ГПУ-ОГПУ-НКВД-МВД-КГБ были осуждены около 4 млн. чел. Во главе органов стоял сначала Г.Ягода, затем Н.Ежов и потом Л.Берия.
1937 г. – апогей репрессий (75 членов Политбюро, из 5 маршалов – 3, из 57 командиров корпуса – 50, из 456 полковников – 401 и т.д.).
Система ГУЛАГа в 30-х годах:
Это 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. Репрессиям подвергались все слои населения:
1. Политические противники и «оппозиционеры».
2. Крестьянство, кулаки.
3. Духовенство.
4. Партийные и государственные работники.
5. Работники судов и прокуратуры.
6. Высший и средний командный состав Красной Армии.
7. Рабочие, служащие, интеллигенция.
8. Репрессированные народы: русские, немцы, чеченцы, турки-месхетинцы, ингуши, карачаевцы, татары, греки, болгары, армяне, украинцы, литовцы, латыши, эстонцы, поляки, белорусы, коми и др.
Лагеря ГУЛАГа охраняли 107 тыс. стражников. Годовое их содержание стоило казне 790 млн. руб. Каждый восьмой осужденный был агентом-осведомителем охранников.
По подсчетам американского профессора Рудольфа Руммеля, собирающего информацию о геноциде на планете Земля, социалистический эксперимент только в СССР обошелся в 62 млн. человек.
ГУЛАГ в Республике Коми
…5 июля 1929 года из городка Кемь Соловецкого архипелага вышел курсом на Архангельск – устье Печоры – устье Ижмы – старенький пароход «Глеб Бокий». На его борту находилась комплексная экспедиция ОГПУ СССР (139 заключенных Соловецкого лагеря), 21 августа она прибыл – к месту назначения – речке Чибью и начала интенсивные поиски нефти, которые увенчались успехом.
Разведка и освоение многочисленных месторождений полезных ископаемых и природных ресурсов требовали огромных усилий и жертв. На территории Коми был создан Локчимский лесозаготовительный лагерь НКВД. Лагерь специализировался на лесозаготовках, сплаве и деревообработках. Существовали три лаготделения, которые делились на 12 лагучастков каждое. В лагучастке в свою очередь было по 2-3 лагпункта. В каждом лагпункте заключенные были организованы в рабочие колонны, колонны состояли из бригад. Лагерь имел пересыльные пункты, базы снабжения, автотракторные базы и аэродромы.
Особенностью Устьвымлага было много женщин, иностранцев (поляки, немцы, венгры, болгары и др.). Среди заключенных можно назвать писателя Льва Разгона, академика-эпидемиолога П.Здродовского, военачальника Красной Армии Н.Лисовского, здесь отбывала наказание жена Председателя Верховного Совета СССР М.Калинина – Е.Калинина (урожденая Лорберг). Четыре крупные лагерные структуры ГУЛАГа (Северный и Северо-Печорский лагеря) строили железную дорогу Котлас – Воркута и Воркута – Лабытнанги.
Пять лагерей – Ухто-Ижемский, Верхне-Ижемский, Интинский, Щугорский и Воркутинский – занимались добычей полезных ископаемых – нефти, асфальтитов, радия, угля, полимеров и др. В его задачи входило ведение разведки и обустройства открытых геологами месторождений нефти, газа, асфальтитов, радия, битумов. Для строительства сажевых заводов был создан за короткое время отдельный небольшой лагерь. Особенностью этой группы лагерей был традиционно высокий процент вольнонаемной рабочей силы – до 50% в разные годы. Рядом с заключенными работали также мобилизованные в трудармию советские немцы (около 3000 человек) и корейцы (около 6000 человек). В 1939-1941 гг. около половины списочного состава лагеря говорили по-польски. Многонациональная структура рабочей силы – вторая особенность. Третья особенность заключалась в том, что здесь работала мощная научно-исследовательская база и прекрасный профессиональный театр, составленный из заключенных и вольных артистов.
Лагерь сыграл большую роль в обеспечении оборонной промышленности СССР ценными видами сырья и полуфабрикатов химической промышленности (особенно в годы войны).
Интинский лагерь был создан для эксплуатации угольного рудника. Затем на его базе был открыт Особый лагерь №1 («Минеральный»), в котором содержались особо опасные государственные преступники.
Воркута – символ ГУЛАГа в Коми крае. В суровых условиях Заполярья были построены железные дороги, шахты и электростанции, совхозы и колхозы, рудники на равнине и в горах Полярного Урала… Воркута известна упорным сопротивлением заключенных. Если политзаключенные Ухтпечлага осенью 1936 года отважились только на массовую голодовку протеста, многие были расстреляны, то заключенные Воркуталага использовали все имеющиеся виды и способы борьбы – от вооруженных восстаний (зима 1942 года) до массовых забастовок (лето 1953 года – лето 1954 года). Поэтому Воркута – не только символ ГУЛАГа, но и символ сопротивления ГУЛАГу.
В Коми была самая высокая концентрация лагерей. Численность более 100000 человек. Во время войны численность сразу утроилась.
Лагерная система начала сворачиваться только после 1956 года. Лагерное прошлое имеют: Воркута, Инта, Ухта, Печора, Сосногорск, Микунь, Емва – семь из десяти городов республики.
Эту память носят в себе 20 из 40 рабочих поселков. Из спецпоселков «выросло» около 100 немецких населенных пунктов. В них и сегодня можно обнаружить «памятники ГУЛАГа»: здания, тюрьмы, заброшенные лагерные кладбища. Они вызывают особую боль: могильные холмики с номером, фамилии не писали.
Общество «Мемориал» делает все, чтобы ГУЛАГ не был забыт.
:
Комментарии