Тема «Право на благополучную жизнь» :: Тема «Право на свободное слово»
Все права человека – и ребенка в том числе – начинаются с права на жизнь. Действительно, жизнь – это первое и главное из того, что мы имеем. Дорогая наша, единственная в своем роде жизнь… Казалось бы, это всем понятно. Жизнь свята, право на нее – неоспоримо. Но вот война. Сыплются с неба бомбы, летят снаряды, полыхают пожарища. И в этом кровавом кошмаре сотнями, тысячами гибнут люди. За что? Почему? Те, кто начинает войны, вряд ли ответят на эти вопросы.
Насильственно прекращенная жизнь – трагедия. Но, к сожалению, бывает так, что и продолжающаяся жизнь не радует того, кто ею награжден. Она, жизнь то есть, должна быть благополучной. Особенно жизнь ребенка. Уж он-то во всяком случае не заслуживает лишений и страданий. После права на жизнь дальше идут также жизненно важные права – на имя и гражданство. Вместе с правом на жизнь эти права – базовые, самые основные.
Что такое детская благополучная жизнь? В Конвенции о правах ребенка обозначены те права, воплощение в жизнь которых призвано ее обеспечить. Во-первых, это жизнь в хорошей, заботливой семье. В ней ребенок защищен от всего самого дурного. Хорошей семья становится тогда, когда к ее созданию заранее добросовестно готовятся. Может быть, даже с детских лет. Ведь пройдет совсем немного времени, и дети станут взрослыми, получат право образовать семью.
Некоторые вступают в брак с бухты-барахты. Любовь! Больше они ни о чем не думают. Но семья – это не только любовь, но и постоянный труд, забота, ответственность. За детей прежде всего. За тех, кто рядом с тобой. Вот к этой заботе, к этому труду ради близких и надо готовить себя с детства. Если же по каким-либо причинам ребенок лишается семьи, государство обязано обеспечить уход за ним в доме ребенка, детском доме, интернате и т.д.
Во-вторых, это здоровый образ жизни: чистый воздух, чистая вода, качественная пища в достаточном количестве, возможность отдохнуть, развлечься. Хорошая семья все это предоставляет ребенку.
В-третьих, это возможность получить скорую и квалифицированную медицинскую помощь. Нередко дети растут ослабленными. У некоторых появляются серьезные дефекты здоровья. За ними надо постоянно вести медицинское наблюдение. Это забота не только семьи, но и государства.
В-четвертых, это доступность образования и возможность пользоваться богатствами культуры: библиотеками, музеями, ходить в театры, ездить на экскурсии. Когда мы ходим в школу, возможность учиться кажется нам само собой разумеющейся. А ведь это – великое достижение цивилизации. Об образовании мечтали десятки поколений простых людей, вынужденных вместо школы с ранних лет ходить на полевые работы, в мастерские, на фабрики и заводы. Если помнить об этом, может быть, милее покажется родная школа, интереснее уроки.
Не такая уж редкость в детстве – потребность в творчестве: дети рисуют, поют, танцуют, пишут стихи… Право на развитие своих творческих сил также заложено в Конвенции.
Проверим себя:
1. Какие права в Конвенции являются самыми основными?
2. Какие права призваны обеспечить ребенку благополучную жизнь?
3. Как создается хорошая семья?
4. Что такое детская благополучная жизнь?
Почитаем дополнительно
(и, если нужно, поспорим)
Конвенция о правах ребенка
(Извлечения)
Статья 27
1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка…
Статья 29
1. Государства-участники соглашаются с тем, что образование ребенка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в уставе Организации Объединенных Наций;
с) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами…
е) воспитание уважения к окружающей природе.
Общий закон жизни есть стремление к счастью и все более широкое его осуществление.
В. Короленко,
писатель
Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге.
Д. Писарев,
критик
Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит (пословица)
Составим словарик
Духовный – ___
Творческий – от: творчество – ___
Трагедия – ___
Нравственный – ___
Социальный – ___
Цивилизация – ___
Задачки на знание, сообразительность
1. Двое заспорили. Один говорит: «Главное, чтобы человек был сыт, обут, одет. А остальное – культура, образование, книги, театры, музыка и т.д. – это некий «добавок» к сытой жизни». Другой ему возразил: «Конечно, человек должен хорошо питаться, одеваться и т.д., но без культуры он превратится в вечно жующее животное». Какая из этих точек зрения вам больше нравится? Почему?
2. Как совместить право на жизнь и применение в некоторых странах (таких, как США, Саудовская Аравия и др.) смертной казни как исключительной меры наказания?
Поиграем
Игра «Круг собеседования». Наилучшее расположение участников – все садятся в круг вместе с учителем. Но могут находиться и на своих местах за столами.
Учитель произносит следующие незаконченные фразы:
Я хотел бы стать…
Моя любимая игра – …
Я чувствую себя счастливым, когда…
Я печалюсь, когда…
Я бы хотел узнать о…
Я надеюсь, что когда-нибудь…
Для меня самая большая радость, когда…
После очередной фразы каждый учащийся получает возможность ответить. До начала ответа ему дается, скажем, пять секунд. Если он не собрался с мыслями, право говорить переходит к другому. Перебивать говорящего запрещено. Высказавшись, каждый кратко записывает свои ответы.
Впоследствии все свои ответы каждый может суммировать в тетрадке под названием «Некоторые строчки моей биографии».
Обсудим
Почему не все честные, трудолюбивые люди добиваются жизненного благосостояния?
В какой мере соответствует праву человека на образование платное обучение в некоторых учебных заведениях?
Ежемесячное чтение
Уважение прав человека начинается с отношения общества к своим детям. Любящее общество заботится об обеспечении их свободы и достоинства, создавая условия, при которых они смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в зрелом возрасте.
По мере того как становится известно все больше фактов о лишениях и злоупотреблениях, жертвами которых являются дети, растет и стремление международного сообщества укрепить права ребенка. Ниже перечислены некоторые из установленных фактов (на конец прошлого века):
покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, проституции или нищенства;
более 50 миллионов детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях;
120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
ежегодно около 3,5 миллиона детей умирают от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;
в развивающихся странах приблизительно 155 миллионов детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;
миллионы детей, включая многих детей в более богатых обществаХ, лишены заботы, подвергаются плохому обращению, сексуальной эксплуатации или становятся жертвами злоупотребления наркотиками.
Это лишь некоторые из причин, по которым каждому важно
знать о существовании Конвенции;
понимать провозглашенные в ней права и поддерживать усилия по превращению их в реальность для всех детей.
Закон защитит тебя
Чтобы заняться предпринимательской деятельностью, не обязательно учреждать фирму, акционерное общество, строить завод или магазин. Достаточно зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Это дает возможность заниматься деятельностью, дающей ощутимую прибыль, например, перевозками товаров и пассажиров, торгово-закупочной деятельностью (работать «челноком»), печатанием визитных карточек, рекламных буклетов и т.д.
Для регистрации необходимо предоставить в местные органы самоуправления заявление, сведения о паспортных данных и квитанцию об уплате регистрационного сбора. В заявлении указывается вид деятельности, которым хотел бы заняться гражданин. Иных документов органы местного самоуправления не имеют права требовать. Неправомочным также является отказ в регистрации при предоставлении указанных документов.
После уплаты регистрационного сбора гражданину выдается свидетельство предпринимателя без образования юридического лица. Это его основной документ. Далее предприниматель обязан стать на учет в налоговую инспекцию по месту жительства, пенсионный фонд и фонд медицинского страхования.
По своим правам и обязанностям предприниматель без образования юридического лица фактически приравнивается к юридическому лицу (предприятию, фирме). Он может иметь не только лицевой, но и банковский расчетный счет, заключать любые не запрещенные законом сделки, использовать (по договорам) наемный труд. Он отвечает по обязательствам всем своим имуществом, а также обязан правильно и в полной мере уплачивать подоходный налог, вносить взносы в пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования, осуществлять другие предусмотренные законодательством выплаты.
Каковы ваши вопросы, впечатления и комментарии к прочитанному?
Тема «Право на свободное слово»
Человек – существо мыслящее. Все, что его так или иначе касается, воплощается у него в мысль, в слово. Слово, письменная и устная речь – главные инструменты проявления его себя как человека. Свободно высказывая свои мысли, человек развивает свой ум, воображение, творческие способности. Свободное слово – поистине условие его творческого развития как личности. Поэтому для него важно иметь возможность говорить и писать то, что он считает нужным и важным. Без этой возможности он задыхается, как рыба, выброшенная на берег.
Но такую возможность ему далеко не всегда предоставляли. И вот века и века борется человек за возможность высказать то, что ему хочется, за свободное слово. Раньше эта борьба была практически безрезультатной. Жестокие правители, диктаторы, абсолютные монархи не были заинтересованы в том, чтобы их подданные «трепали языками», где и когда ни попадя. Они боялись свободного слова, потому что с его помощью легко раскрывались все их жестокости и преступления в борьбе за власть. Для контроля за печатным словом была введена цензура. Специально поставленные редакторы следили за тем, чтобы кто-нибудь из авторов не обхитрил цензора.
И лишь с установлением демократических республик стало в какой-то мере возможным осуществление права на свободу слова. Потому что в республике власть зависит от народа и в связи с этим пытается заигрывать с ним, допуская некоторые свободы. Допустили свободу слова – и сразу же бурно расцвела журналистика, появилось множество газет и журналов.
Если кто-то думает, что свобода слова, мнений нужна только взрослым, а дети могут обойтись без нее, то он глубоко заблуждается. Для нормального развития детям так же, как и взрослым, нужно быть хозяином своей мысли, высказанного слова. И Конвенция предоставляет им это право. В ней сказано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. А это значит, что он имеет право искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Еще лет двадцать назад об этом в России можно было только мечтать. Представляете: на ваше имя пришла посылка из… например, Канады. В ней – детский журнал, с фото, картинками, статьями о проблемах подросткового возраста. Так вот, двадцать лет назад вам бы эту посылку просто не выдали бы. А потом долго расспрашивали ваших родителей, почему она пришла на ваше имя. Сейчас никто бы и не обратил внимания на это.
Но всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться цивилизованно, культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Например, какой-нибудь бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовать свое право», то и дело перебивая учительницу, задавая ей десятки вопросов, споря с ней по поводу и без повода.
– Дима, ты мешаешь мне работать, – скорее всего скажет в этом случае учительница.
А Дима? Он может, конечно, в свое оправдание заявить:
– А я имею такое право, вот и в Конвенции записано.
На что учительница, возможно, заметит:
– Не сочти за труд, посмотри внимательно, что написано во второй части статьи 13 Конвенции.
И Дима, обратившись к тексту Конвенции, прочтет, что осуществление права свободно выражать свое мнение может подвергаться некоторым ограничениям. В каких случаях? Скажем, для уважения прав и репутации других лиц. Случай с учительницей как раз под это правило подходит.
А вот и другой эпизод. Кто-то из учащихся рассказывает классу о поездке с родителями в Австрию. И вдруг говорит явно ошибочную вещь. Очевидно, неправильную. Допустим, упоминает, что композитор Моцарт умер глубоким стариком. Вы это сразу же отметили (на самом-то деле Моцарт умер молодым). Как в этом случае поступить? Можно, конечно, вскочить и «пригвоздить» выступающего к позорному столбу: «Э-э-э, тут ты ошибся, неправду говоришь!» Казалось бы, все правильно: вы воспользовались правом высказать свое мнение, – в данном случае критическое. Но – обидели при этом товарища. Поставили его в неловкое положение. Другими словами, воспользовались правом на свободное мнение нецивилизованно – и даже безнравственно. В этом случае хорошая норма превращается в свою противоположность. И пользы от этого не бывает никому.
1. Какую роль в жизни человека играет свободное слово?
2. Что сказано в Конвенции о свободе слова?
3. Чем грозит неправильное (нецивилизованное) использование этого права?
Игра называется «Составление заявки на издание газеты». Задача – составить заявку на издание новой газеты по следующей схеме:
1. Название газеты.
2. Чьим органом она является (или она – независимый орган печати).
3. Общее направление газеты (какие жизненные, политические ценности она будет отстаивать).
Почему диктаторы так боятся свободного слова?
Можно ли считать проявлением свободы слова неподтвержденные обвинения в газете в адрес политического противника? Могут ли бедные воспользоваться правом на свободное слово?
Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук
Комментарии