search
main
0

Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам. Два урока в 7-м классе

Тема «Право на благополучную жизнь» :: Тема «Право на свободное слово»

Все права человека – и ребенка в том числе – начинаются с права на жизнь. Действительно, жизнь – это первое и главное из того, что мы имеем. Дорогая наша, единственная в своем роде жизнь… Казалось бы, это всем понятно. Жизнь свята, право на нее – неоспоримо. Но вот война. Сыплются с неба бомбы, летят снаряды, полыхают пожарища. И в этом кровавом кошмаре сотнями, тысячами гибнут люди. За что? Почему? Те, кто начинает войны, вряд ли ответят на эти вопросы.

Насильственно прекращенная жизнь – трагедия. Но, к сожалению, бывает так, что и продолжающаяся жизнь не радует того, кто ею награжден. Она, жизнь то есть, должна быть благополучной. Особенно жизнь ребенка. Уж он-то во всяком случае не заслуживает лишений и страданий. После права на жизнь дальше идут также жизненно важные права – на имя и гражданство. Вместе с правом на жизнь эти права – базовые, самые основные.

Что такое детская благополучная жизнь? В Конвенции о правах ребенка обозначены те права, воплощение в жизнь которых призвано ее обеспечить. Во-первых, это жизнь в хорошей, заботливой семье. В ней ребенок защищен от всего самого дурного. Хорошей семья становится тогда, когда к ее созданию заранее добросовестно готовятся. Может быть, даже с детских лет. Ведь пройдет совсем немного времени, и дети станут взрослыми, получат право образовать семью.

Некоторые вступают в брак с бухты-барахты. Любовь! Больше они ни о чем не думают. Но семья – это не только любовь, но и постоянный труд, забота, ответственность. За детей прежде всего. За тех, кто рядом с тобой. Вот к этой заботе, к этому труду ради близких и надо готовить себя с детства. Если же по каким-либо причинам ребенок лишается семьи, государство обязано обеспечить уход за ним в доме ребенка, детском доме, интернате и т.д.

Во-вторых, это здоровый образ жизни: чистый воздух, чистая вода, качественная пища в достаточном количестве, возможность отдохнуть, развлечься. Хорошая семья все это предоставляет ребенку.

В-третьих, это возможность получить скорую и квалифицированную медицинскую помощь. Нередко дети растут ослабленными. У некоторых появляются серьезные дефекты здоровья. За ними надо постоянно вести медицинское наблюдение. Это забота не только семьи, но и государства.

В-четвертых, это доступность образования и возможность пользоваться богатствами культуры: библиотеками, музеями, ходить в театры, ездить на экскурсии. Когда мы ходим в школу, возможность учиться кажется нам само собой разумеющейся. А ведь это – великое достижение цивилизации. Об образовании мечтали десятки поколений простых людей, вынужденных вместо школы с ранних лет ходить на полевые работы, в мастерские, на фабрики и заводы. Если помнить об этом, может быть, милее покажется родная школа, интереснее уроки.

Не такая уж редкость в детстве – потребность в творчестве: дети рисуют, поют, танцуют, пишут стихи… Право на развитие своих творческих сил также заложено в Конвенции.

Проверим себя:

1. Какие права в Конвенции являются самыми основными?

2. Какие права призваны обеспечить ребенку благополучную жизнь?

3. Как создается хорошая семья?

4. Что такое детская благополучная жизнь?

Почитаем дополнительно

(и, если нужно, поспорим)

Конвенция о правах ребенка

(Извлечения)

Статья 27

1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка…

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются с тем, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в уставе Организации Объединенных Наций;

с) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами…

е) воспитание уважения к окружающей природе.

Общий закон жизни есть стремление к счастью и все более широкое его осуществление.

В. Короленко,

писатель

Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге.

Д. Писарев,

критик

Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит (пословица)

Составим словарик

Духовный – ___

Творческий – от: творчество – ___

Трагедия – ___

Нравственный – ___

Социальный – ___

Цивилизация – ___

Задачки на знание, сообразительность

1. Двое заспорили. Один говорит: «Главное, чтобы человек был сыт, обут, одет. А остальное – культура, образование, книги, театры, музыка и т.д. – это некий «добавок» к сытой жизни». Другой ему возразил: «Конечно, человек должен хорошо питаться, одеваться и т.д., но без культуры он превратится в вечно жующее животное». Какая из этих точек зрения вам больше нравится? Почему?

2. Как совместить право на жизнь и применение в некоторых странах (таких, как США, Саудовская Аравия и др.) смертной казни как исключительной меры наказания?

Поиграем

Игра «Круг собеседования». Наилучшее расположение участников – все садятся в круг вместе с учителем. Но могут находиться и на своих местах за столами.

Учитель произносит следующие незаконченные фразы:

Я хотел бы стать…

Моя любимая игра – …

Я чувствую себя счастливым, когда…

Я печалюсь, когда…

Я бы хотел узнать о…

Я надеюсь, что когда-нибудь…

Для меня самая большая радость, когда…

После очередной фразы каждый учащийся получает возможность ответить. До начала ответа ему дается, скажем, пять секунд. Если он не собрался с мыслями, право говорить переходит к другому. Перебивать говорящего запрещено. Высказавшись, каждый кратко записывает свои ответы.

Впоследствии все свои ответы каждый может суммировать в тетрадке под названием «Некоторые строчки моей биографии».

Обсудим

Почему не все честные, трудолюбивые люди добиваются жизненного благосостояния?

В какой мере соответствует праву человека на образование платное обучение в некоторых учебных заведениях?

Ежемесячное чтение

Уважение прав человека начинается с отношения общества к своим детям. Любящее общество заботится об обеспечении их свободы и достоинства, создавая условия, при которых они смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в зрелом возрасте.

По мере того как становится известно все больше фактов о лишениях и злоупотреблениях, жертвами которых являются дети, растет и стремление международного сообщества укрепить права ребенка. Ниже перечислены некоторые из установленных фактов (на конец прошлого века):

покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, проституции или нищенства;

более 50 миллионов детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях;

120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

ежегодно около 3,5 миллиона детей умирают от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

в развивающихся странах приблизительно 155 миллионов детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;

миллионы детей, включая многих детей в более богатых обществаХ, лишены заботы, подвергаются плохому обращению, сексуальной эксплуатации или становятся жертвами злоупотребления наркотиками.

Это лишь некоторые из причин, по которым каждому важно

знать о существовании Конвенции;

понимать провозглашенные в ней права и поддерживать усилия по превращению их в реальность для всех детей.

Закон защитит тебя

Чтобы заняться предпринимательской деятельностью, не обязательно учреждать фирму, акционерное общество, строить завод или магазин. Достаточно зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Это дает возможность заниматься деятельностью, дающей ощутимую прибыль, например, перевозками товаров и пассажиров, торгово-закупочной деятельностью (работать «челноком»), печатанием визитных карточек, рекламных буклетов и т.д.

Для регистрации необходимо предоставить в местные органы самоуправления заявление, сведения о паспортных данных и квитанцию об уплате регистрационного сбора. В заявлении указывается вид деятельности, которым хотел бы заняться гражданин. Иных документов органы местного самоуправления не имеют права требовать. Неправомочным также является отказ в регистрации при предоставлении указанных документов.

После уплаты регистрационного сбора гражданину выдается свидетельство предпринимателя без образования юридического лица. Это его основной документ. Далее предприниматель обязан стать на учет в налоговую инспекцию по месту жительства, пенсионный фонд и фонд медицинского страхования.

По своим правам и обязанностям предприниматель без образования юридического лица фактически приравнивается к юридическому лицу (предприятию, фирме). Он может иметь не только лицевой, но и банковский расчетный счет, заключать любые не запрещенные законом сделки, использовать (по договорам) наемный труд. Он отвечает по обязательствам всем своим имуществом, а также обязан правильно и в полной мере уплачивать подоходный налог, вносить взносы в пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования, осуществлять другие предусмотренные законодательством выплаты.

Каковы ваши вопросы, впечатления и комментарии к прочитанному?

Тема «Право на свободное слово»

Человек – существо мыслящее. Все, что его так или иначе касается, воплощается у него в мысль, в слово. Слово, письменная и устная речь – главные инструменты проявления его себя как человека. Свободно высказывая свои мысли, человек развивает свой ум, воображение, творческие способности. Свободное слово – поистине условие его творческого развития как личности. Поэтому для него важно иметь возможность говорить и писать то, что он считает нужным и важным. Без этой возможности он задыхается, как рыба, выброшенная на берег.

Но такую возможность ему далеко не всегда предоставляли. И вот века и века борется человек за возможность высказать то, что ему хочется, за свободное слово. Раньше эта борьба была практически безрезультатной. Жестокие правители, диктаторы, абсолютные монархи не были заинтересованы в том, чтобы их подданные «трепали языками», где и когда ни попадя. Они боялись свободного слова, потому что с его помощью легко раскрывались все их жестокости и преступления в борьбе за власть. Для контроля за печатным словом была введена цензура. Специально поставленные редакторы следили за тем, чтобы кто-нибудь из авторов не обхитрил цензора.

И лишь с установлением демократических республик стало в какой-то мере возможным осуществление права на свободу слова. Потому что в республике власть зависит от народа и в связи с этим пытается заигрывать с ним, допуская некоторые свободы. Допустили свободу слова – и сразу же бурно расцвела журналистика, появилось множество газет и журналов.

Если кто-то думает, что свобода слова, мнений нужна только взрослым, а дети могут обойтись без нее, то он глубоко заблуждается. Для нормального развития детям так же, как и взрослым, нужно быть хозяином своей мысли, высказанного слова. И Конвенция предоставляет им это право. В ней сказано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. А это значит, что он имеет право искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Еще лет двадцать назад об этом в России можно было только мечтать. Представляете: на ваше имя пришла посылка из… например, Канады. В ней – детский журнал, с фото, картинками, статьями о проблемах подросткового возраста. Так вот, двадцать лет назад вам бы эту посылку просто не выдали бы. А потом долго расспрашивали ваших родителей, почему она пришла на ваше имя. Сейчас никто бы и не обратил внимания на это.

Но всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться цивилизованно, культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Например, какой-нибудь бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовать свое право», то и дело перебивая учительницу, задавая ей десятки вопросов, споря с ней по поводу и без повода.

– Дима, ты мешаешь мне работать, – скорее всего скажет в этом случае учительница.

А Дима? Он может, конечно, в свое оправдание заявить:

– А я имею такое право, вот и в Конвенции записано.

На что учительница, возможно, заметит:

– Не сочти за труд, посмотри внимательно, что написано во второй части статьи 13 Конвенции.

И Дима, обратившись к тексту Конвенции, прочтет, что осуществление права свободно выражать свое мнение может подвергаться некоторым ограничениям. В каких случаях? Скажем, для уважения прав и репутации других лиц. Случай с учительницей как раз под это правило подходит.

А вот и другой эпизод. Кто-то из учащихся рассказывает классу о поездке с родителями в Австрию. И вдруг говорит явно ошибочную вещь. Очевидно, неправильную. Допустим, упоминает, что композитор Моцарт умер глубоким стариком. Вы это сразу же отметили (на самом-то деле Моцарт умер молодым). Как в этом случае поступить? Можно, конечно, вскочить и «пригвоздить» выступающего к позорному столбу: «Э-э-э, тут ты ошибся, неправду говоришь!» Казалось бы, все правильно: вы воспользовались правом высказать свое мнение, – в данном случае критическое. Но – обидели при этом товарища. Поставили его в неловкое положение. Другими словами, воспользовались правом на свободное мнение нецивилизованно – и даже безнравственно. В этом случае хорошая норма превращается в свою противоположность. И пользы от этого не бывает никому.

1. Какую роль в жизни человека играет свободное слово?

2. Что сказано в Конвенции о свободе слова?

3. Чем грозит неправильное (нецивилизованное) использование этого права?

Игра называется «Составление заявки на издание газеты». Задача – составить заявку на издание новой газеты по следующей схеме:

1. Название газеты.

2. Чьим органом она является (или она – независимый орган печати).

3. Общее направление газеты (какие жизненные, политические ценности она будет отстаивать).

Почему диктаторы так боятся свободного слова?

Можно ли считать проявлением свободы слова неподтвержденные обвинения в газете в адрес политического противника? Могут ли бедные воспользоваться правом на свободное слово?

Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте