М.КАЛИНИНА, Удмуртская Республика- Какие процедуры необходимо выполнить в образовательной организации для создания службы школьной медиации?
– В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 15.10.2012 г. №1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:- Конституция РФ;- Гражданский кодекс РФ;- Семейный кодекс РФ;- Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;- Конвенция о правах ребенка;- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;- Федеральный закон от 27.07.2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2013 г. №ВК-844/07 направлены Методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, которые, в частности, обосновывают причины необходимости развития служб школьной медиации в образовательных организациях.В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. При этом механизмы социальной мобильности – социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.Для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:- информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;- мотивировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»;- провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей);- организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;- обучить сотрудников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»;- установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.Для решения указанных выше задач необходимо реализовать следующие ключевые мероприятия:1. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации.- проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации;- организация ознакомительного семинара по школьной медиации для руководителя образовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей;- организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации.В результате реализации первого этапа создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.2. Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов:- обучение руководителя службы школьной медиации и ее будущих специалистов – школьных медиаторов по программе «Школьная медиация»;- проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к работе создаваемой службы школьной медиации с привлечением сотрудников образовательной организации, прошедших обучение по программе «Школьная медиация».3. Разработка согласований по формированию службы школьной медиации в образовательной организации:- рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей деятельности органами государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими);- утверждение Положения о службе школьной медиации, одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации;- решение общих организационных вопросов деятельности службы школьной медиации.4. Организация взаимодействия службы школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.5. Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации.6. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных»:- формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8-е классы и 9-11-е классы;- реализация программ обучения детей в «группах равных».
Комментарии