Тема “О счастье и смысле жизни”
Цель: Способствовать развитию самостоятельных суждений учащихся о назначении человека, счастье и смысле жизни.
Задачи: Показать понимание счастья разными людьми; развить представления о ценности жизни; показать, как понимали смысл жизни выдающиеся люди.
Материалы к уроку: Я.Соколов, А.Прутченков. “Граждановедение”. 8-й класс.
Понятия: Жизнь, смерть, счастье, смысл жизни, самопожертвование, подвиг.
Эпиграф:
“Часто нам недостает не самого счастья, но умения быть счастливым” (Менандр)
1. Начать урок можно по-разному:
с организации выставки поздравительных открыток;
с проведения конкурса на лучшее поздравление.
Результатом обсуждения станет вывод о том, что самым значительным пожеланием является пожелание счастья.
Уместно заранее подготовить газету-коллаж “Желаю счастья”, составленную из открыток, написанных ребятами.
На доске записывается главный вопрос урока:
ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?
Затем записываются определения счастья, данные ребятами (можно выбрать те определения, которые встречаются чаще всего): понимание, друзья, общение, семья, свобода, материальный достаток и др.
Если учащиеся затрудняются, полезно обратиться к учебнику (стр. 4-5) или прочитать и обсудить стихотворения о счастье.
Как хорошо проснуться утром дома,
Где все, казалось бы, вам издавна
знакомо,
Но где так празднично в явь
переходит сон,
Как будто к станции подходит ваш вагон.
Вы просыпаетесь от счастья, словно
в детстве.
Вам солнце дарит миллион приветствий,
И стены светлые, и ярко-желтый пол,
И сад, пронизанный насквозь
жужжаньем пчел.
С.Маршак
А мне для счастья,
в общем, надо мало:
хочу, чтоб Солнце
над Землей вставало
и чтоб Луна…
А как же без Луны?
Весенних громов,
снежной тишины.
В полнеба звезд
(мне хватит – я не жадный!).
Чтоб ветерок (когда жара!)
прохладный…
Цветов побольше,
только чтоб на поле,
чтобы друзья сходились на застолье,
чтобы земля моя плодоносила,
чтоб досыта она людей кормила,
чтоб слез не знали старики и дети,
чтоб не стреляли больше на планете…
Ю.Поройков
Вопросы для беседы
Можно ли быть счастливым, зная, что где-то рядом идет война и люди умирают от голода и болезней?
Как вы думаете, легко ли быть счастливым?
Подводя итоги обсуждения, учитель обратит внимание на следующее.
Известно крылатое изречение Козьмы Пруткова: “Хочешь быть счастливым – будь им!” В старой песенке пелось: “Счастье – такая трудная штука…” Иногда это так! Но не стоит опускать руки и говорить себе: “Я невезучий!” Напротив, поверьте, что счастье есть в каждой минуте жизни. Просто нужно научиться видеть и ценить его, чтобы потом не получилось, как в истории про тетю Валю, у которой очки пропали. Помните, она искала их всюду, а они были у нее на лбу! Так и в поисках счастья! Приглядитесь повнимательнее!
Задания
Сравните высказывания русского писателя В.Короленко и немецкого философа А.Шопенгауэра (учебное пособие, стр.4). С чьим мнением вы согласны в большей степени? Почему? (Аргументы в курсе граждановедения – самое главное. Девиз учащихся: “Мы должны убеждать друг друга в правоте своих взглядов”).
В разделе “В мире мудрых мыслей” выберите высказывание, которое нравится вам больше всего, и попытайтесь объяснить его смысл (стр.9).
Завершить эту часть урока уместно обсуждением одного из определений счастья: “Счастье – это богатство, достаток”.
Вопросы для беседы
Является ли богатство необходимым и достаточным условием для счастья? В чем видят смысл жизни те, кто считает, что счастье – это богатство?
Как бы вы объяснили таким людям важность других ценностей?
Подводя итоги дискуссии, обратитесь к заданию 1 на стр.7 учебного пособия.
2. Вопрос о том, что делает человека несчастным, рассматривается на основе работы с учебным текстом (стр.6). На доске и в тетрадях делаются записи:
человек несчастлив, когда у него нет прав, нет любимой работы, нет семьи, нет любви, нет правды.
3. Аналогично рассматривается вопрос о том, когда человек счастлив. На доске и в тетрадях делаются записи:
человек счастлив, когда: есть законы, защищающие его права, есть любимая работа, семья, любовь, справедливость.
Здесь вполне уместен вопрос: как зависит личное счастье человека от условий, в которых живет его страна? Аргументируйте свое мнение, используя учебное пособие (стр.7).
Важно помочь учащимся осознать, что счастье зависит от самого человека, от его активности. Полезной является работа в группах над вставкой-заданием учебного пособия (стр. 6).
4. Разговор о смысле жизни строится как обсуждение конкретных человеческих судеб, истории жизни конкретных людей. Организовать эту часть урока можно по-разному.
1) Учитель рассказывает о жизни людей, достойных подражания. Можно использовать примеры из местной периодической печати, книг по краеведению.
2) Обсуждаются сообщения учащихся, получивших опережающее задание подготовить рассказ о жизни замечательных людей.
3) Проводится анализ результатов социологического опроса: “В чем вы видите смысл жизни?” Участники опроса – одноклассники (ровесники), старшие школьники, младшие школьники, выпускники, родители.
4) Обсуждается запись интервью с интересным человеком.
5. Урок завершается беседой:
Умеете ли вы быть счастливыми?
Можно ли научиться счастью? У кого?
Помогает ли закон быть человеку счастливым?
Есть ли разница в понимании счастья молодыми и пожилыми людьми (стр.8, раздел “Познай людей и самого себя”)?
Можно обсудить утверждение М.Цветаевой: “Чем старше мы, тем большего хотим: в младенчестве – только сахара, в юности – только любви, в старости только (!) сущности (тебя вне меня)”.
В заключение целесообразно предложить учащимся записать в тетради, что для них лично значит: жить, быть счастливым, иметь смысл в жизни.
6. Домашнее задание.
Подберите стихотворения о счастье, приведите примеры счастливых судеб, проведите социологический опрос или интервью по теме “О счастье и смысле жизни”. Проведите социологический экспресс-опрос “Что значит быть гражданином?”.
Тема “О гражданине”
Цель: Способствовать развитию у учащихся гражданских чувств.
Задачи: Показать неразрывную связь гражданина с его страной; сформировать представления об основных компонентах личности гражданина.
Материалы к уроку: Учебное пособие, ╖ 2; газетные статьи о примерах гражданственности; книги о героях, знаменитых людях, прославивших Родину; стихотворения о Родине.
Понятия: Родина, гражданин, обыватель, гражданские чувства, мотивы гражданского поведения, социальная психология, социальные чувства, характер, воля.
Эпиграф:
“Отчизну кто клянет, с семьей тот порывает” (П.Корнель)
1. Урок начинается с выполнения задания.
Перед вами несколько предложений со словом “гражданин”. В одинаковом ли значении употреблено это слово? Какие различия вы увидели?
“Гражданин СССР Юрий Гагарин совершил первый в мире полет человека в космос!”
“Гражданка Гвоздикова! Вас просят зайти в жилконтору”.
“Такое отношение к уплате налогов характеризует вас как гражданина”.
“Граждане, передавайте деньги за проезд!”
Учащиеся объясняют свои выводы и выбирают то предложение, в котором слово “гражданин” можно написать с большой буквы.
Предлагается ответить на вопрос учебника (стр.10): в чем разница между словом “Гражданин” с большой буквы и понятием “гражданин по рождению”?
Вопросы для беседы по рассказу В.Шукшина (стр.10 учебного пособия).
Все ли смогут поступить в подобной ситуации, как Пашка?
Какие чувства заставили его совершить этот поступок?
Какие гражданские черты вы находите в Пашке?
Есть ли такие чувства и черты у вас?
Учащиеся должны понять, что для совершения любого полезного поступка нужны нравственные усилия, усилия души и разума. Значительно большие усилия требуются для совершения поступка на благо других, на благо страны.
Задания для учащихся (выполняются индивидуально или в группах).
Прочитайте учебный текст (стр. 11-12), ответьте на вопросы:
Есть ли связь между усилиями граждан и благополучием страны?
Как правильно решить вопрос: государство существует для гражданина или гражданин для государства?
В сильном классе целесообразно предложить учащимся самостоятельно определить качества обывателя (по принципу “от противного”: качества обывателя противоположны качествам гражданина).
Уместно использовать высказывание древнегреческого историка Фукидида: “Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными, и общественными. Однако остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь только мы признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем…”
Вопросы для обсуждения
Кто такие гражданин и обыватель в понимании Фукидида?
Отличаются ли взгляды Фукидида от современного представления о гражданине и обывателе?
Могут ли в человеке уживаться черты гражданина и обывателя?
В тетради делается запись:
Обыватель – это:
приспособленец, готовый предать ради своего спокойствия;
человек, знающий законы, но ищущий пути, как их обойти;
безынициативный человек;
эгоист.
2. Разговор об отношении гражданина к Родине уместно начать с обсуждения вставки-задания (стр. 11 учебного пособия).
Если задание выполняется индивидуально, учитель поощряет хорошие ответы личными призовыми баллами. Работа в группах позволяет учащимся услышать 4-5 кратких рассказов и выбрать самый яркий, который предлагается вниманию класса.
Важно помочь учащимся понять, что быть патриотом – это вовсе не означает копировать чью-то жизнь. Гражданин и патриот творит свою собственную судьбу. Как писала М.Цветаева: “В диалоге с жизнью важны не ее вопросы, а наши ответы”.
Целесообразно усложнить задание, предложив ребятам сравнить качества гражданина и обывателя в отношении к Родине.
Отношение к Родине обывателя:
равнодушие;
безразличие, пренебрежение;
выискивание недостатков, очернение;
неверие в свою страну.
Полезно повторить вопрос: могут ли в человеке сочетаться черты гражданина и обывателя?
Данная часть урока завершается работой над заданием в разделе “Познай людей и самого себя” (стр.15 учебного пособия). При отсутствии времени это задание можно выполнить дома. Необходимо привлечь внимание ребят к комментарию на той же странице.
Перейти к разговору о гражданских мотивах и чувствах позволяет работа над игровым заданием “Перевертыши”.
Читая слова в обратном порядке, вы сможете узнать высказывание греческого философа Демокрита. Советуем поспорить с этим высказыванием. Может быть, это ошибка переводчика? Как вы думаете, о какой гражданской позиции говорил Демокрит? Можете ли вы согласиться с данным мнением? Постарайтесь объяснить свою точку зрения, найти весомые доводы, которые помогут ее аргументировать.
АВТСЕЩБОЫЗЬЛОПЯЛДИН,
ОНЧИЛЯБЕСЯЛ ДИНОГО
НМТЕАЛЕДЕНЬТСУПТОТ,
ОНЙОКОП СЬТИЖТЕЧОХОТК.
3. Вопрос о взаимосвязи судеб граждан и страны рассматривается в объеме учебного пособия (стр.12). Главный тезис – благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами обладают его члены, от их характера, чувств, воли, мотивов, способностей, – дает возможность поставить вопрос о содержании понятий “гражданские чувства”, “гражданские мотивы”, “характер”, “воля”.
Начать целесообразно с понятия “характер”. Формы работы могут быть разными: фронтальная (спросите ученика: какой у тебя характер? Кто-то затруднится ответить точно и серьезно, кто-то скажет: волевой, твердый или, напротив, слабый, непостоянный); в парах (предложите ребятам спросить друг друга о чертах характера каждого); в группах.
Интересно мнение ребят о том, что такое “золотой характер”? После обсуждения учащиеся знакомятся с определением понятия “характер” (стр.12 учебного пособия) и отвечают на вопросы: в чем проявляется характер гражданина? От чего он зависит (там же)?
Подобным образом вводятся понятия “воля” (стр. 12) и “мотив”.
Закрепление знаний проводится в процессе выполнения задания: прочитайте перечень действий на стр. 13 учебного пособия. Какие из них требуют сильной воли? Какие не требуют? Заполните таблицу “Когда нужна воля?”
КОГДА НУЖНА ВОЛЯ?
Требуют воли: Оказание помощи тонущему. Участие в митинге. Помощь старикам.
Не требуют воли: Просмотр видеофильма. Участие в уличной драке. Оскорбление младшего.
Работа часто выявляет неоднозначное отношение к оценке этих действий. В этом случае целесообразно дать учащимся возможность поспорить, высказать свои аргументы “за” и “против”.
При наличии времени полезно обсудить афоризмы о значении характера в жизни людей (стр.16 учебного пособия).
Задания для работы в группах
Выпишите в тетрадь определения понятий “гражданские чувства” (стр.13) и “гражданские мотивы” (стр.14).
Внимательно прочитайте условия вставки-задания на стр.13.
Выберите из предложенного списка и запишите в тетрадь четыре чувства человека, которые являются, по вашему мнению, гражданскими.
Обсудите и аргументируйте ваше решение. Выполните задание 1 на стр.14 учебного пособия.
Последнее задание можно выполнить не в группах, а организовав фронтальную работу. В этом случае учитель приводит примеры из литературы и истории, возможно, те, о которых уже шла речь ранее, обращая внимание учащихся на мотивы и чувства, руководившие людьми в разных ситуациях. Ребятам предлагается вспомнить свои гражданские поступки и определить, какие мотивы и чувства лежали в их основе.
Важно помочь ученикам найти в жизни то, чем они могли бы гордиться.
4. В завершение урока целесообразно выполнить одно из заданий.
1) Обсудите мысль П.Корнеля: “Отчизну кто клянет, с семьей тот порывает” – или другие афоризмы, например:
“Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!” (Н.Некрасов) или “А что такое гражданин? Отечества достойный сын” (К.Рылеев).
2) Перед вами первая часть высказывания римского поэта и философа Лукиана. Нужно, прочитав эту часть высказывания, подумать и закончить его, “думая как философ”. А потом сравнить свое утверждение с тем, что в самом деле написал этот человек восемнадцать веков назад.
“Гражданином может стать всякий, кто…”
Если ваш ответ по смыслу совпадает с мнением Лукиана, объясните, что помогло вам сделать такой вывод. Если у вас получился совсем другой смысл, то аргументируйте свое мнение.
Ответ: “…обладает умом и стремлением к прекрасному, кто упорен в труде и не сдается, не раскисает сам при многочисленных трудностях, встречающихся в пути”.
3) Интересно будет обсудить результаты домашнего задания – социологического экспресс-опроса “Что значит быть гражданином?” Пусть ваши воспитанники задумаются о Родине и о своем гражданском долге.
5. Домашнее задание.
Проведите интервью со взрослыми по вопросам: пригодились ли вам знания, полученные в школе; помните ли вы школьных учителей; какие советы хотели бы дать нынешним ученикам?
Проведите интервью с учителями по вопросам: много ли свободного времени у учителей; как они им распоряжаются; сколько времени уходит на проверку тетрадей; сколько времени в среднем занимает подготовка к уроку?
Марина ШКРОБОВА,
кандидат педагогических наук
Комментарии