Отклик на статью Игоря Смирнова «В поисках идеологии» в «УГ» №22 от 30 мая 2017 года
Недавно прочитал высказывание одного «мыслителя» от православия. По поводу русской идеи. По его мысли, человек не может считать себя русским, если он не православный: православие всегда было и есть центр русского единства. Но среди русских начиная с XIX века много атеистов, а также людей, исповедующих другие религии. И что? Их, значит, вон? Или насильно крестим? Нет уж, век ХХ нам дал прекрасные уроки о трагичном результате осчастливливания насильно.На другом полюсе предлагаемая Игорем Смирновым «национальная идея» в виде многообразия идей, находящихся в мирном, неэкстремистском полилоге. Огромная страна, почти материк. Множество людей с разными убеждениями. И вот нам говорят: пусть каждый идет своим путем, лишь бы не экстремистским. Представим себе муравейник, и все муравьи пошли своим путем. Или броуновское движение… Нет, не верится, что при «свободном блуждании» сохранится единство времени и места. Что полилог не превратится в идеологическую борьбу, а если такое будет систематически происходить на школьных площадках, будет только множество мелких и даже глупых конфликтов с потерей учителями лица. Ведь вести дискуссию – это целая наука. Культура дискуссии вообще-то нашему обществу априори не задана. Помним ведь двадцатые-тридцатые годы и чем закончились партийные дискуссии. А каждый класс – это общество взрослых в миниатюре.И, что интересно, по мысли Игоря Смирнова, каждый учитель будет «за свое, родное». Но тогда все в целом будет разъезжаться по швам… А это «в целом» ведь что такое? Это Россия. Фактически Игорь Смирнов предлагает отказаться от поиска и строительства русской национальной идеи, указывая, что такая идея, будучи идеологией, запрещена в самой нашей Конституции РФ. То есть вот так: нет и не должно быть никакой особой русской идеи, а лучше пусть будет множество маленьких идеек разного толка (только не экстремистских), вот вам это и есть «русская идея». Вот и все. Она же годится и в Норвегии, и в Чехии, и в Корее, и в Гондурасе. Приятное отсутствие экстремизма создается запретом на пропаганду доминирования одной идейки над другой идейкой. Ибо в результате сложения разнонаправленных «стрелок» получается 0.Мне же представляется это, однако, неудачным и опасным. А главное – не удастся подавить таким макаром стремление людей к национальной идентичности. Мы русские. Мы не индийцы, не африканцы. Мы самобытны. В плане Игоря Смирнова нет слова «самобытность», что означает: нет у нас никакой национальности. Мы как бы русские, но, с другой стороны, как бы и не совсем русские. Даже вообще совсем нет. Национальная идея, как я думаю, должна вытекать из характера русского человека, из его истории. Из лучших черт характера и лучших событий истории России. Это не значит, что мы в истории и в исторической психологии должны игнорировать худшие качества и позорные страницы. Нет. Просто наша национальная идея – это есть наш идеал. То, к чему мы стремимся как народ, то, что ценим в предках, какими хотим сами стать.В нашу национальную идею должны войти русские гении, герои, те, на кого должны равняться наши дети. От Андрея Рублева до Гагарина. Все деятели великой русской культуры XIX века с Пушкиным и Достоевским во главе. И войти должны стремление к правде, к справедливости, чувство чести и самобытность. И преклонение перед прекрасным, и любовь к Отчизне. Должна войти Женщина, пушкинская Татьяна и другие, потому что Россия вообще-то слово женского рода, и Блок, великий русский поэт, чувствовал Россию как Женщину… Все это требует не статьи – книги. Все это любой учитель/учительница литературы рассказывает ученикам на уроках по теме «Образ Родины в произведениях…».Русская идея выражена в русской литературе достаточно ясно, чтобы что-то исправлять и о чем-то дискутировать. Убежден: школа вне политики. Впрочем, нет, есть одна партия в школе, в которую должен без особых разговоров вступить каждый ученик. Это партия русской литературы (и искусства). В некотором смысле русская идея не предмет поисков. Ее незачем выискивать и придумывать. Она выражена много раз и известна любому, кто научился читать по-русски. Откройте «Севастопольские рассказы», например, разве там все не ясно сказано? Но есть произведения, в которых русская идея выражена прямым текстом. Одно из замечательных произведений такого рода – статья Дмитрия Лихачева «Заметки о русском». Там в основном речь о древнерусской литературе. Но она и наша современная (настоящая) литература все о том же. Только добавился новый контекст: «Аэлита» Алексея Толстого и «Час Быка» Ивана Ефремова – как же они кардинально отличаются от западной фантастики! Потому что есть в нашей национальной идее – современной – космический романтический аспект, оптимизм ноосферы Вернадского, Циолковский, Королев и Гагарин, их великие победы, чего у нас невозможно уже отнять.Это все и есть тот соединяющий народ центр притяжения, световой «фокус», который объединяет нас, как лучи света, и притягивает родственные нам по генам и общей истории другие национальности. А не абстрактные споры о чем-то совсем разном. Нам, имеющим великую культуру, незачем придумывать какую-то новую идею, в множественном числе к тому же.
Комментарии