Окончание. Начало в №21
4. На уровне действий.
Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание.
Пример. Ребенок толкается и возится до тех пор, пока его не отшлепают. Тогда он успокаивается.
Предложение. Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще не испробовали.
ВНИМАНИЕ!
Перед тем как взяться за ремень:
1. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется.
2. Подумайте, не требуете ли вы от него слишком много?
3. Может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, – это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию?
4. Вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.
Советы психолога
1. Демонстрируйте свою любовь ребенку.
Ребенку необходимо, чтобы его любили таким, какой он есть. Любовь со стороны родителей означает также, что ребенок чувствует себя защищенным и в безопасности. Противоположный пример: когда ребенок не знает, получит ли он от родителя подарок или шлепок, он испытывает постоянную тревогу.
Как родители могут выразить свою любовь ребенку:
разговаривать с ним;
глядеть ему в глаза (во время игры, разговора, кормления);
улыбаться;
обнимать (не менее 4 раз в день);
целовать;
радостно приветствовать.
2. Разговаривайте со своим ребенком.
Начиная с рождения, ребенок реагирует на разговор с ним. Можно также использовать невербальное (несловесное) общение – улыбку, взгляд, подмигивание, жесты, звук. Важно, чтобы ребенок «возвращал» вам ваше обращение к нему, чтобы была между вами обратная связь. Ваш разговор с ребенком (вербальный или невербальный) можно сравнить с танцем, где ведущим партнером становитесь то вы, то ребенок.
Как общаться с ребенком:
активно слушать;
общаться невербально;
поочередно ведите один другого.
3. Пусть ребенок будет лидером.
Ребенок обучается и научается путем обследования новых незнакомых предметов и получая новый опыт. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Вы должны помочь ребенку открыть новое, давая ему больше свободы делать то, что он хочет делать, или следуя за тем, что он делает. Это можно сделать, если быть:
внимательным к ребенку;
терпеливым, если он, по вашему мнению, делает что-то не так;
понимающим, следующим за ним;
направляющим.
4. Оцените успех своего ребенка.
Дети счастливы, когда они чувствуют, что другие люди ценят их за то, что они умеют делать. Если они делают что-то хорошее, покажите ребенку, что вы видите это и цените. Но оценивать надо не самого ребенка, а его поступок. Если ребенку трудно делать что-то и он просит помощи – помогайте ему, но делайте это в позитивной манере, избегая негативных комментариев, предлагая лучший вариант, улучшая его действия:
показывайте, что вы оценили то, что он делает;
улучшайте, позитивно комментируя.
5. Направляйте внимание ребенка.
Участвуйте вместе с ним в его деятельности, разделите его занятия:
познавание мира ребенком будет богаче, если вы сможете разделить вместе с ним то, что он видит, к чему прикасается и что он чувствует;
дети нуждаются в том, чтобы родители обращали их внимание на то, что их окружает;
рассказывайте ребенку о том, что его окружает.
Только таким образом ребенок будет чувствовать, что он вместе с вами осваивает мир:
направляйте внимание;
показывайте;
называйте;
рассказывайте.
6. Помогите ребенку понять и почувствовать окружающий его мир.
Дети должны знать, как называются окружающие их вещи, как предметы и явления взаимодействуют друг с другом, как одно проистекает из другого. Например, вкусный запах из кухни означает, что готовится обед.
Но чтобы ребенок всему этому научился, вы должны описывать, сравнивать, объяснять вещи и явления, рассказывать об их значении. Вам следует демонстрировать свои чувства, когда вы рассказываете ему об этом. Например, что вы испытываете, находясь в саду: радость, покой, умиление и т. д.:
описывайте;
сравнивайте;
объясняйте;
соотносите вещи и явления;
демонстрируйте свои чувства.
7. Расширяйте опыт ребенка.
По мере взросления у ребенка расширяются возможности для познавания окружающего его мира, все больше новых предметов становятся доступными для него. На этой стадии очень важно, чтобы родитель или воспитатель помогли бы ему справиться с растущей информацией, увязывая ее с прошлым опытом ребенка.
То же самое можно делать, рассказывая ребенку истории на определенные темы, предлагая объяснения, подчеркивая детали:
помогайте справиться с информацией;
связывайте с прошлым опытом;
предлагайте объяснения;
обращайте внимание на детали;
рассказывайте истории.
8. Обучайте правилам, ограничениям.
Дети счастливы и хорошо развиваются, когда они знают, что им можно делать и чего они делать не должны. Родители могут помочь им, устанавливая ясные семейные и социальные правила. Обучение правилам и ограничениям должно сопровождаться объяснением, что хорошо, что плохо и почему.
Таким способом ребенок может также научиться, что такое чувства, эмоции и ценности.
Детей нужно побуждать, подбадривать к тому, чтобы они на практике использовали правила и ценности, которым они научились в процессе руководства и взаимодействия с родителями:
обучайте правилам;
установите границы;
говорите о ценностях;
подбадривайте.
Комментарии