search
main
0

Что же ожидает нашу школу в 2004 году?

С приходом нового года мы всегда ждем если не чудес, то каких-то изменений нашей жизни к лучшему. То же самое можно сказать и о системе образования. На этот вопрос мы попросили ответить людей, которым проблемы школьного образования далеко не безразличны.

Николай НИКАНДРОВ, президент РАО:

Надеюсь, ЕТС отменят

– Думаю, предстоит выполнить большую работу в ходе эксперимента по введению профильной подготовки, так как масштабный переход на профильное обучение намечен на 2006 год. Что касается системы школьных оценок, то она скорее всего не изменится, а вот в плане тестовых заданий и единого государственного экзамена не исключено могут произойти какие-то перемены. В школе должен быть введен дополнительный час двигательной активности. Это необходимо. Если уроки физкультуры проводятся с полной отдачей учителя и детей, то они обеспечивают всего лишь 30% от требуемой школьникам двигательной нагрузки. Хотя, я знаю, есть возражения, предложения этот час потратить по-другому. Но я считаю, что ничего важнее здоровья в жизни нет. Если говорить о ЕГЭ, то будет происходить дальнейшее расширение эксперимента и улучшение качества его технологии. Не может не беспокоить судьба малокомплектных сельских школ. Здесь трудно что-либо прогнозировать, но я бы сказал, что эта проблема тесно связана с экономикой. Думаю, больших подвижек в этом плане не будет. Можно сказать пару слов по поводу учительской зарплаты и ее увеличения. Эта проблема не одного года. Сегодня не только в России, но и во многих странах мира учитель получает меньше, чем люди других профессий с аналогичным образованием. Я предполагаю, что в 2004 году примут серьезное решение и наконец отменят ЕТС.

Евгений БУНИМОВИЧ, депутат Московской городской Думы:

Ничего радикального!

– Надеюсь, никаких радикальных изменений в образовании не произойдет, потому что ни к чему хорошему они не приведут. Я думаю, что в 2004 году произойдет переход к профильному обучению. По моему мнению, это наиболее осмысленное направление в реформировании отечественной школы. Родители и дети заинтересованы в профилизации и, как показывает жизнь, в большинстве своем с выбором профиля уже определились. Этот год, я считаю, будет решающим в отношении единого государственного экзамена. В этом смысле ключевым является то, что в ЕГЭ вливаются Москва и Санкт-Петербург. Я рад, что в Министерстве образования пришли к выводу, что успехи школьников по таким предметам, как физическая культура, музыка и изобразительное искусство, нужно или вообще не оценивать, или оценивать как-то особо, но только не по пятибалльной шкале. Я не понимаю, как можно ребенку поставить двойку по рисованию или пению. Кстати сказать, особенным предметом в школе я считаю и литературу, подход к которой тоже нужно менять. Знания школьников в области литературы не должны оцениваться по примитивной шкале от двух до пяти.

Анатолий ПИНСКИЙ, советник министра образования:

Фаза полного ЕГЭ

– В эксперимент по проведению единого государственного экзамена вступят новые субъекты Российской Федерации, их станет около шестидесяти. Эксперимент по ЕГЭ вступит в свою заключительную фазу. Регионы первого потока перейдут с предпрофильного обучения к профильному в десятых классах. Продолжится эксперимент по изменению системы оценивания, но в массовом порядке вряд ли стоит ждать принятия каких-то окончательных решений. Будет полностью подготовлена и утверждена новая система оплаты труда учителей, которая должна начать воплощаться в жизнь с 1 января 2005-го. Процесс введения еще одного часа двигательной активности школьников будет расширяться, но каких-либо кардинальных изменений, я думаю, не предвидится. Я очень надеюсь, что будет принят закон о школьных управляющих советах, который внесен на рассмотрение в Государственную Думу, и начнется кропотливая работа по его реализации.

Владимир ХРОМИН, директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования – детско-юношеский центр «Олимпия», победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2003», г.Тюмень:

Здоровая интеграция

– В образовании шире будет развиваться интеграция школы с клубами по месту жительства, центрами творчества, спортивными школами и школами искусств, что повлечет более массовую занятость детей и подростков физической культурой и спортом, различными видами искусств, а также развитие всех форм досуговой деятельности. В конечном итоге, если это будет продолжаться и дальше, последует оздоровление населения, в первую очередь молодежи. Тюмень уже давно подключилась к такой программе, и сегодня она является городом здорового образа жизни. Самое главное, что развитие системы дополнительного образования повлияет на социальное поведение людей, меньшие масштабы приобретут наркомания и алкоголизм. И еще. Назрела необходимость законодательно решить вопрос об отсрочке привлечения молодых специалистов в армию. Нужно дать льготы и учителям городских школ, а не только сельских, как это сейчас происходит. В школе должно быть больше мужчин – учителей физической культуры, других предметников, классных руководителей.

Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, учитель истории и обществознания гимназии № 166 города Санкт-Петербурга, учитель года России-2003:

Перестройка – процесс долгий…

– В этом году, я думаю, коренных изменений в плане внедрения профильного обучения не произойдет, потому что это процесс постепенный. Хотя в некоторых российских школах, особенно Москвы и Санкт-Петербурга, накоплен достаточно большой опыт по углубленному изучению отдельных предметов и по специализации классов. Мне кажется, в обществе еще не произошло осознание того, чем отличается профильное обучение от специализированного. В 2004 году российские школы останутся жить в измерении «от двух до пяти». Изменение системы оценок – довольно сложная проблема, и, по всей видимости, в ближайшие два – три года каких-то перемен здесь не ожидается. Конечно, можно чисто технически изменить шкалу оценки, но психологическая перестройка на новый ряд – очень длительный и болезненный процесс. Хотя есть примеры, когда школы в качестве эксперимента вводят 100-балльную систему оценки, а потом по итогам года возвращаются к традиционной пятибалльной. Единый государственный экзамен станет реальностью и доберется до берегов Невы. В 2004 году все петербургские школьники будут сдавать ЕГЭ по русскому языку. Конечно, сегодня, как мне кажется, это довольно сложная процедура, требующая большой организационной подготовки. Министерством образования предлагается включение в учебные планы школ третьего часа физической культуры. Это планируется и, может быть, в 2004 году будет внедряться. В некоторых школах уже предлагают варианты динамического часа, чтобы повысить двигательную активность детей. Наверное, какие-то изменения произойдут в программе по ОБЖ. Здесь, мне кажется, нужно улучшить профессиональную подготовку учителей. Это касается прежде всего части, связанной с основами военной подготовки. Мне бы хотелось, чтобы в этом году в программах школ произошло усиление гуманитарного образования. Но, по моим прогнозам, этого не случится, а наоборот, будут подвижки к его сужению. Хотя, как мне кажется, внедрение гуманитарного образования во все учебные дисциплины – это довольно перспективное направление.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте