search
main
0

Что ждет учителя начальной школы? Спрашивали – отвечаем!

Одна из самых актуальных образовательных тем сегодня -стандарты нового поколения. Несмотря на широкое обсуждение проекта ФГОС в прессе, на сайте Минобрнауки и сайте информационной поддержки введения стандарта standart.edu.ru, у российских учителей тем не менее остаются вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, ведь уже с 1 января 2011 года новые ФГОС вступят в действие. По ним будет работать вся начальная школа страны. Поэтому сегодня мы публикуем вопросы, с которыми обратились педагоги из трех регионов России – Омской, Воронежской и Новгородской областей к разработчикам ФГОС.

Великий Новгород, средняя школа №33

Светлана БЕЛКАНОВА, директор:

– Приедут ли в Великий Новгород на проведение курсов повышения квалификации по учебным программам, которые будут введены в связи с новыми стандартами, сами представители разработчиков новых стандартов? Хотя в Интернете и других источниках много информации на эту тему, но хотелось бы подробнее все узнать.

– Уважаемые коллеги, коллектив разработчиков ФГОС общего образования второго поколения рассмотрит ваши предложения по проведению семинаров в вашем регионе по организации введения нового школьного стандарта. Присылайте официальный запрос. Контакты на сайте информационной поддержки проекта standart.edu.ru

Татьяна КОСЕНКО, заместитель директора по начальной школе:

– Главный вопрос связан с вариативной частью, с тем, что начальной школе будет дано 10 часов на воспитательную работу по различным направлениям. Кто будет ее проводить? Если сам учитель, то кто будет разрабатывать соответствующие программы? Или сам учитель должен их разработать? Но тогда мы должны будем пролицензировать эти программы?

– Предполагается, что 10 часов в неделю в начальной школе дается на вариативную часть, на работу во второй половине дня. Как следует из стандарта, это время могут отрабатывать как сами учителя начальной школы, так и приглашенные преподаватели из учреждений дополнительного образования. Это решение самого образовательного учреждения. У школы должна быть, а значит, к этому имеют отношение директор и заместитель директора, основная образовательная программа, частью которой являются и программы организации работы во второй половине дня или внеурочной деятельности. Значит, школа, создавая основную образовательную программу, несет ответственность за программу, с которой работает учитель со своими учащимися. Положения о лицензировании программ в системе общего образования нет. Но в порядок лицензирования образовательного учреждения будут внесены изменения.

Надежда КАБАРОВА, учитель начальных классов:

– В базисный образовательный план заложена внеурочная работа во второй половине дня 10 часов. Как это будет оплачиваться учителю?

– Оплата данной работы учителя будет производиться в соответствии с новой модельной методикой оплаты труда.

Надежда ЛЕБЕДЕВА, учитель начальных классов:

– К какому сроку будут готовы учебники и программы, по которым придется работать? Насколько я знаю, сейчас их пока нет.

– В соответствии с законом введение и переход на обучение по новым ФГОС состоится 1 января 2011 года. Министерство образования и науки Российской Федерации предполагает провести экспертизу учебников в соответствии с новым стандартом, и по ее итогам будет издан отдельный перечень учебников, которые соответствуют ФГОС. Такие учебники уже подготовлены, но пока нет экспертизы и федерального перечня.

Воронеж

Елена ПОТАМОШНЕВА, заместитель директора школы №8 :

– Сейчас в начальной школе 11 учебно-методических комплектов. Говорят, что только 2 из них соответствуют новым стандартам. Так ли это? И можно ли будет заниматься по остальным?

– Нет, не так. Ни один из них не соответствует новому стандарту. Учебно-методические комплекты будут соответствовать ФГОС второго поколения, и учителя смогут с уверенностью это узнать тогда, когда увидят комплекты или учебники в новом Федеральном перечне, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации.

– Как будет выглядеть предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Это история или что-то еще? И как в учебном плане это будет прописано?

– В соответствии с новым стандартом появилась новая область – «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Но, читая стандарт, можно увидеть, что сейчас и название этого предмета, и объемы, и время на его изучение (с начала апреля 2010 года) пока в порядке эксперимента.

Для экспериментальных школ в настоящее время готовятся 6 модулей по этому предмету: основы православной, мусульманской, буддистской, иудейской культур, по основам мировых религиозных культур и основам светской этики. В марте учебная литература для учеников, учителей и родителей будет издана.

– В новых стандартах увеличены значение и роль воспитательной работы. В какое время заниматься внеурочной деятельностью – обязательно во второй смене?

– Совсем не обязательно во второй смене. Есть школы полного дня, в которых уроки идут и до обеда, и после обеда, а кружки, секции и т. д. могут быть между уроками, либо до уроков, либо после. Это зависит от того, как построена жизнь в школе, а также от учредителя.

Омск

Елена МАСОРОВА, учитель начальных классов средняя школа №58:

– У меня много вопросов. В базисный учебный план стандарта второго поколения добавлена внеучебная деятельность по 10 часов в неделю во всех классах начальной школы. Какова будет наполняемость кружков, секций? Можно ли будет заниматься только с ребятами из своего класса либо же ребят будут объединять из других классов? Дадут ли возможность в рамках проектной деятельности заниматься с небольшим количеством детей? Как будет организована эта деятельность, если начальная школа работает в две смены? Где найти помещения? За счет каких средств произведут материально-техническое оснащение там, где оно потребуется? Где взять образовательные программы? Смогут ли педагоги с помощью предлагаемого методического конструктора внеучебной деятельности самостоятельно разрабатывать программы с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения?

– Наполняемость кружков и секций зависит от учителей и руководства школы, а также учредителя, который в том числе и заботится о финансировании образовательного учреждения.

– Можно ли объединять классы?

– Да, конечно. Могут быть группы из учащихся 1-4-х классов или группы из всех первых классов, или из всех вторых классов. Это решение образовательного учреждения.

– Где взять помещения, если школа работает в две смены?

Да, это трудная ситуация, но 80% школ работают в первую смену, поэтому эти учебные заведения будут использовать вторую половину дня для того, чтобы дети были заняты. А остальные школы будут решать вопрос со своим учредителем.

– Где найти помещения? За счет каких средств будет произведено материально-техническое оснащение там, где оно потребуется?

– В соответствии со стандартом требования к условиям его реализации предусматривают оснащение образовательных учреждений, при этом за выполнение этого требования отвечают учредитель и региональные органы управления образованием.

– Где взять образовательные программы?

– Примерные образовательные программы, выпущенные издательством «Просвещение» продаются в региональных книжных магазинах, а также часть информационных материалов размещена на сайте standart.edu.ru

– Смогут ли педагоги с помощью предлагаемого методического конструктора внеучебной деятельности самостоятельно разрабатывать программы с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения?

– Да, конечно, могут. В издательстве «Просвещение» издана серия примерных программ для помощи учителю.

Елена РЫЖАКОВА, руководитель методического объединения учителей начальных классов муниципального образовательного учреждения «Лицей №137»:

– Не все понятно с программно-методическим обеспечением. Программ по дополнительному образованию, утвержденных Минобрнауки РФ, нет в должном объеме. Нет и алгоритма составления программ внеучебной деятельности и образцов – прототипов проведения занятий по предлагаемым технологиям. Методический конструктор внеучебной деятельности, безусловно, помощь для учителя, но предложенные таблицы – обобщенные – не конкретизированы для младших школьников. Предпринимаются ли какие-то шаги для обеспечения школ программами, методиками?

– Министерство образования и науки Российской Федерации, как известно, никакие программы не утверждает. Рекомендации по составлению программ учителя уже имеют. Они выпущены по тем направлениям внеурочной деятельности учащихся начальной школы, которые обозначены в стандартах. Причем издается несколько программ для того, чтобы у учителя был выбор. Учебно-методические пособия для учителей и методистов вышли в издательстве «Просвещение» в серии «Стандарты второго поколения».

Учитель может использовать в своей работе указанные примерные программы, но в соответствии с законом он может сделать свою рабочую программу по тому или иному направлению деятельности во второй половине дня. Кроме того, рекомендации по разработке программ по внеурочной деятельности входят в состав примерной основной образовательной программы для начальной школы, которая уже опубликована.

Оператор в разработке ФГОС институт ИСИО РАО начинает проводить серию семинаров по введению ФГОС. Первое совещание состоится 2-3 февраля, на него приглашены заместители руководителей региональных управлений образования и ректоры региональных ИПК.

Светлана КАРПОВА, учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения «Лицей №137»:

– В новых стандартах информатики в начальной школе нет, хотя предполагается, что разные предметы дети должны осваивать, владея информационными технологиями. Как это делать, если убрать информатику?

– В соответствии с новым ФГОС информатики как отдельного предмета в начальной школе действительно нет. Но тем не менее стандартом предусмотрено распределение этого предмета в других учебных курсах: технологии и математики. Первоначальные основы компьютерной грамотности ученик будет изучать теперь на этих предметах. В новые учебники это нововведение уже включено.

Оксана КАЛЮЖНАЯ, учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения «Гимназия 75»:

– Предложенные задания для оценки планируемых результатов по окружающему миру требуют широкого кругозора и не соответствуют возможностям урока по его формированию. Авторы КИМов не учитывают низкий уровень осведомленности детей, поступающих сегодня в школу, и особенности разных программ по данному предмету. Как при таком уровне сложности и объемности содержания предполагается обучать способам деятельности, что требует достаточно большого количества времени?

– Использование разнообразных форм учебной деятельности необязательно должно предусматривать увеличение времени на их использование. Задача, которую ставит новый стандарт, заключается в том, чтобы учитель использовал не одни и те же формы учебной деятельности учащихся, а самые разнообразные. В этой ситуации не надо досрочно бояться этого, даже если вы работаете не по новым стандартам, надо уже учиться и учить своих детей по старым или новым стандартам и использовать различные формы учебной деятельности учащихся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте