search
main
0

Что запланировано – выполнено. Семь процентов учителей могут самостоятельно пользоваться интернет-ресурсами. А остальные?

Закончился первый этап проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), осуществляемого Национальным фондом подготовки кадров с 2004 года. На прошедшей 9-10 июня в подмосковном поселке Московской конференции были подведены промежуточные итоги, перечислены достижения, обозначены проблемы и определены основные направления дальнейших усилий, которые необходимо приложить на втором этапе реализации.

СтатфактПроект ИСО – не первый и не единственный в своем роде. Он продолжает, развивает и углубляет усилия, предпринятые в рамках федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Дети России», «Развитие единой образовательной информационной среды», федеральной целевой программы развития образования. Также необходимо учесть весомую поддержку, оказанную педагогам России со стороны Федерации Интернет Образования, корпораций Microsoft, Intel, IBM, Google, Cisco и других, выделяющих немалые средства на реализацию целого набора образовательных программ.Следует добавить, что во многих субъектах РФ действуют и собственные проекты информатизации системы образования, финансируемые из региональных и муниципальных бюджетов.

Комплексный подход

По словам директора НФПК Елены СОБОЛЕВОЙ, это четвертый крупный проект в области образования, реализованный фондом. Три первых – Проект подготовки финансовых и управленческих кадров, Инновационный проект развития образования и «Реформа системы образования» – сыграли свою положительную роль в модернизации системы подготовки кадров в России. Это подтверждает успешно действующая на протяжении более 10 лет Президентская программа подготовки кадров, на старте поддержанная НФПК, а также использование при реализации приоритетного ПНП «Образование» опыта инновационного развития вузов и реформирования организационно-финансовых схем общего образования.

– Что касается проекта ИСО, то его главная отличительная черта заключается в комплексном подходе к проблемам, связанным с информатизацией учебного процесса, – рассказывает Елена Михайловна. – Задачи, решаемые в его рамках, не ограничивались ни закупкой компьютеров для школ, ни разработкой инновационных учебных материалов. Главным было научить рядового учителя всем этим пользоваться так, чтобы на основе этого умения он перешел на принципиально иной качественный уровень преподавания.

Другой особенностью стало то, что, стартовав раньше ПНПО, проект ИСО впоследствии совершенно органично встроился в систему масштабных изменений, происходящих в российском образовании. Большую роль в этом сыграло руководство Минобрнауки России, которое предложило создать на базе проекта ИСО своего рода экспериментальную площадку, на которой бы учителя – победители конкурса, проводимого в рамках ПНПО, были включены в систему испытания цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В свою очередь это означает, что проводниками всего того нового, что было разработано в проекте ИСО, становились самые передовые учителя.

Для таких «отборных» преподавателей были приобретены и установлены в их предметные кабинеты автоматизированные рабочие места. В межшкольных методических центрах (ММЦ) им предоставили возможность пройти соответствующую подготовку, в результате чего они не только повысили свой профессиональный уровень, но и стали трансляторами знаний и опыта для других учителей.

И еще один важный момент. Все наработки проекта ИСО – а это и сеть методических центров, и Единая коллекция ЦОР1, и система методической поддержки учителей на местах – соответствуют тенденциям развития образования в мире. По ходу проекта мы постоянно получали международные экспертные заключения о качестве реализуемых нами программ. Результаты, полученные в рамках реализации проекта ИСО, по некоторым оценкам оказались не просто сопоставимы с международными аналогами, но и превзошли их. В частности, это касается системы методического продвижения ЦОР.

Следует добавить, что разрабатываемая НФПК Единая коллекция ЦОР – часть Федерального цифрового информационного образовательного ресурса (ФЦИОР). И она сделана так, чтобы быть не просто активно используемой учителями, но и открытой для дальнейшего пополнения продуктами их собственного творчества, которые в итоге станут доступными для других.

– Хочется верить, что все это поможет нашим учителям не просто перейти на современный уровень преподавания, но и подтолкнет их к раскрытию и дальнейшему развитию своего творческого потенциала, – надеется Елена Соболева. – В свою очередь НФПК будет продолжать развивать коллекцию, активно участвовать в формировании социальных сетей, в том числе на базе ММЦ. Мы планируем предложить профессиональному сообществу новые программы обучения современным информационным технологиям, систему компьютерного тестирования обучаемых, программу поддержки школьных сайтов и другие формы работы по внедрению ИКТ.

Программа поддержки

Главная цель проекта ИСО связана не с обеспечением школ компьютерами и программным обеспечением, а с комплексным решением «содержательных» задач, убеждена руководитель проекта Светлана АВДЕЕВА. Это касается разработки учебных материалов нового поколения, создания Единой коллекции ЦОР, обучения педагогов использованию созданных материалов и ресурсов в учебном процессе, непрерывной методической поддержки процесса внедрения новых педагогических практик в школьную образовательную деятельность.

– Реализуя проект, мы разработали и апробировали в пилотных регионах2 большое количество стандартизованных типовых решений, – говорит Светлана Михайловна. – Они апробированы лучшими педагогами и образовательными учреждениями, доработаны и сейчас будут предложены всем школам страны. Безусловно, не имеет смысла пытаться внедрять чужой опыт в массовом порядке, однако нужно делать так, чтобы учителя «пропустили его через себя», «присвоили» и стали транслировать как свой собственный. Наши ММЦ, оказывая непрерывную методическую поддержку педагога, как раз позволяют делать это. Проводя апробацию ЦОР, преподаватели делились своим опытом с коллегами, шли в школы, проводили уроки, создавали образовательные проекты с детьми.

За время реализации проекта были разработаны три типа учебных материалов нового поколения3:

инновационные учебно-методические комплексы – самый сложный тип материалов, который претендует на некое изменение подходов и проведения учебного процесса. Разработано 33 ИУМК, 96 планов проспектов и 229 авторских концепций;

информационные источники сложной структуры. Сюда входят различные словари, справочники, инструменты поддержки учебного процесса – всего около 70, плюс 139 планов-проспектов и 262 авторские концепции;

комплекты ЦОР к действующим учебникам. Наиболее простой тип ресурсов, который позволяет практически каждому учителю, обладающему необходимыми техническими средствами, использовать эти ресурсы в своей педагогической практике. 56 комплектов ЦОР прошли апробацию в режиме реального учебного процесса, также разработано 125 наборов к 110 учебникам, защищены 209 авторских концепций.

Конечно, база ресурсов уже создана, их много, они комплексно подобраны, разработана система организации и поддержки учебного процесса. Но, к сожалению, пока еще нет четко действующих механизмов, которые обеспечивали бы внедрение новинок в школу. И это очень важно, ведь мы можем и дальше заказывать сколько угодно новых ЦОР, но пока не будет создана система, которая мотивировала бы педагогов использовать эти ресурсы, дело не сдвинется с места4. Причем важно мотивировать не 5-7 процентов учителей, которые и без того могут самостоятельно пользоваться интернет-ресурсами, а обеспечить всех остальных, привыкших работать по старинке.

– По тому, с каким трудом новые ресурсы входят в школу, мы понимаем: необходим масштабный федеральный проект по внедрению инновационных учебных материалов, – считает Светлана Авдеева. – Этот момент обязательно нужно учитывать при разработке стратегии информатизации системы образования на долгосрочный период.

Следует добавить, что в ходе проекта были охвачены не только школы, но и учреждения профессионального образования. В частности, в 10 педвузах создано 11 лабораторий педагогического проектирования. И несмотря на то что в проекте нет отдельного направления, связанного с педагогическим дизайном, 4500 студентов прошли обучение по использованию ЦОР в своей работе. Это весьма важно, так как лучше сразу учить студентов, чем потом переучивать учителей.

Уроки для Всемирного банка

ИСО – первый проект информатизации образования, который продолжает реализовываться Международным банком реконструкции и развития в 16 странах. И, по мнению координатора программ в социальной сфере Московского представительства Всемирного банка Исака ФРУМИНА, он дал много ценных уроков5.

– Особенностью такого проекта можно считать работу с учителями в отсутствии потребностей, – убежден Исак Давидович. – Если быть честным, то нужно признаться: у массового педагога не было и нет желания использовать новые инновационные продукты и цифровые технологии. С этим в проектах Всемирного банка мы сталкиваемся постоянно, причем дело касается не только образования, но и здравоохранения, технологической сферы и так далее. Здесь крайне важно формирование потребностей и запросов за счет стимулирования интереса и инициативы, с одной стороны, и постоянного сопровождения информации – с другой. В проекте ИСО это удалось выполнить весьма эффективно.

Но главный урок проекта состоит в том, что столь сложный процесс не стал мучительным для его участников. Правильно оборудованный ММЦ важен не сам по себе, а как средство привлечения учителей. Поэтому постоянная поддержка и продвижение разработок – ноу-хау проекта ИСО. Как известно, очень часто наши федеральные и региональные инициативы останавливаются на уровне отчетов. А как сделать так, чтобы к делу подключились непосредственные пользователи в массовом порядке? Оказывается, важнейшее условие успешного продвижения новых технологий – невозможность отделаться от них.

Безусловно, реализовывать в России тотальные стандартные решения очень опасно. Школы здесь очень сильно отличаются друг от друга, поэтому в качестве пилотных были выбраны достаточно удаленные регионы, от Хабаровского края до Карелии.

– Проект ИСО уникален тем, что нам удалось организовать оценку не только конечных, но и промежуточных результатов, – добавил Фрумин. – Очень многие исполнители враждебно относились к НФПК, так как предлагаемые ими решения подвергались долгой экспертизе, а каждый цифровой продукт, прежде чем попасть в массовое пользование, проходил серьезную апробацию. Это тоже урок для МБРР, ибо ранее практиковалось создавать продукт и распространять его сразу на всю страну, а потом искать причины, почему его не используют.

Есть чем гордиться, но и есть

над чем работать

В ходе реализации проекта ИСО достигнуты очень серьезные успехи, поэтому, считает директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Игорь РЕМОРЕНКО, необходимо использовать этот опыт и распространять его повсеместно. Вместе с тем следует обратить внимание на ряд нерешенных проблем, которые могут определить перспективы информатизации России.

– Несмотря на то что мы часто употребляем оборот «ИКТ-компетентность» и даже готовы сравнивать пилотные регионы по этому параметру, у нас до сих пор нет четких позиций по данному статусу, а антология нового образовательного процесса не создана, – говорит Игорь Михайлович. – Никто не может с достаточной уверенностью сказать, пронизывает ли она все учебные предметы, связана ли только с предметами или охватывает еще и внеучебную деятельность. Пока что мы опираемся лишь на отдельный опыт некоторых наиболее продвинутых учреждений – так называемых цифровых школ, созданных в ряде субъектов РФ.

Также не решена проблема зачета тех дисциплин, которые получены в дистанционном режиме в обычной общеобразовательной школе. Вроде бы и количество инициатив достаточно, и множество школ не первый год работает в этом направлении, и количество учеников, обучающихся дистанционно, растет, однако полной смычки этого процесса с классическим образованием не происходит.

В дошкольном образовании остро не хватает интернет-ресурсов, предоставляющих систему внешних сервисов для поддержки семей с детьми до 3 лет. Учитывая то, что рождаемость растет, эта проблема в дальнейшем будет лишь обостряться. Поэтому нужны специальные государственные вложения по созданию специализированных сайтов для дошкольников, их родителей и воспитателей.

Что касается общего образования, то здесь главная проблема связана с втягиванием существующих сервисов в обыденную школьную практику, с созданием условий, позволяющих учителям использовать ИКТ. Следовательно, необходимо диверсифицировать сеть учреждений общего образования и обеспечить возможность зачета знаний, полученных вне стен школы – в клубах, домах творчества, на заочных и дистанционных курсах, при электронном репетиторстве и так далее.

Пока еще количество ресурсов, разработанных отдельными учителями и коллективами школ, слишком мало и составляет около 10-15 процентов. Необходимо всячески стимулировать данный процесс, потому что, когда все учреждение работает над единой задачей, это очень помогает всему коллективу, а также стимулирует межшкольное общение.

Системе профессионального образования нужны интеллектуально емкие образовательные ресурсы – тренажеры, имитационные системы, виртуальные среды. Здесь не обойтись без большой доли государственного заказа, который поддерживает такие разработки, помогает выйти на новый уровень исследовательских работ, достаточно быстро обновлять образовательные программы.

– Расширение коммуникационных каналов ведет к возникновению «дистанционной контактной педагогики», – делает вывод Игорь Реморенко. – И в перспективе, полагаю, в какой-то момент различия между контактной и бесконтактной педагогикой, то есть очной и дистанционной, будут сведены к минимуму.

P.S. Более подробно об итогах проекта ИСО читайте в №16 «ИКТ в образовании» от 19 августа 2008 года.

___________

1 См. статью Марины БАРЫШНИКОВОЙ «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», №1, 2007 год, «ИКТ в образовании».

2 Республика Карелия, Красноярский, Пермский, Ставропольский и Хабаровский края, Калужская и Челябинская области.

3 См. статью Людмилы БОСОВОЙ «Источник знаний… сложной структуры», №5, 2007 год, «ИКТ в образовании».

4 См. статью Светланы АВДЕЕВОЙ «Вопрос контента», №12, 2007 год, «ИКТ в образовании».

5 См. статью Вадима МЕЛЕШКО «Проект ИСО – это надолго», №8, 2007 год, «ИКТ в образовании».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте