Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Эти слова, сказанные Дмитрием Лихачевым, стали для нас руководством к действию.
Воспитание нравственности и патриотизма – задача государственной важности, ведь то, что заложено в детстве, остается навсегда. Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своего народа, города, страны. Не случайно именно сейчас педагоги школы №2073 ищут новые подходы в работе по патриотическому воспитанию, обращаются к традиционному отечественному наследию.Нравственно-патриотическое в рамках социально-личностного развития в нашем дошкольном отделении имеет приоритетное значение. Патриотическое воспитание детей начинается прежде всего с семьи, потому что, хотя детский сад и играет в становлении личности юного гражданина большую роль, чувство Родины у ребенка начинает складываться с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе.Формирование нравственных понятий и патриотических чувств – очень сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы. Для достижения ее результатов коллектив структурного подразделения дошкольного образования «Василек» комплекса №2073 использует наиболее эффективные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную и нравственную сферы, причем такие методы, которые не казались бы скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично формировали бы его мировоззрение.В настоящее время актуален и эффективен метод проектов. Поэтому на протяжении последних пяти лет в дошкольном отделении разрабатывают и реализуют разные проекты: – познавательные: «Наш детский сад», «Защитники Отечества», «Наша планета – Земля, наша страна – Россия», «Хлеб – всему голова», «Человек и космос», «Моя семья», «Мама, папа, сад и я – вместе дружная семья», «Познаем родной город со своей семьей»;- творческие: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Здоровье свыше нам дано, учись беречь его!», «День Победы», «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться».Проекты были как краткосрочные – «Достопримечательности родного поселка», «Мамы разные нужны», так и долгосрочные, например «Дедушкина медаль».Результаты своих познаний и проектных исследований дети представляют на общих мероприятиях, которые мы организуем для презентации достижений в проектной деятельности. Участие в них принимают дети старших и подготовительных групп, педагоги, родители. В других случаях формой презентации стали театрализованное представление, выставки творческой деятельности, представление альбомов.В течение года в дошкольном отделении также мы проводили работу по нравственно-патриотическому, правовому воспитанию через участие в проектной деятельности. Результаты были достаточно хорошие: у детей есть представления о себе, о своей семье, родственных отношениях, об общении со взрослыми и сверстниками, знания о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Дети много знают о родном поселке и Москве, их достопримечательностях, имеют представления о своей стране. У них сформированы первоначальные представления о своих правах, терпимости к другим людям и их правам; о нравственной стороне человеческих отношений, дети знакомились с общественными нормами и правилами поведения, учились оценивать свои поступки и поступки других людей, осваивали различные способы разрешения конфликтных ситуаций.Исследования семьи в условиях кризисного общества выявляют возросшую отчужденность родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Главные приоритеты в воспитании ребенка родители видят в его раннем развитии и обучении для обеспечения успешности и процветания в будущем. Такие категории, как нравственность, духовность, занимают далеко не первые места, особой их востребованности не чувствуется. В настоящее время налицо кризис в духовно-нравственной сфере современного общества: изменились представления о браке и семье, разрушена иерархия семейных взаимоотношений; утрачен традиционный уклад семейной жизни, нарушены родовые и семейные связи между поколениями, ярко проявляется культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста, что привело к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства.Деформация коснулась и сферы семейного воспитания. Прервалась преемственность педагогической традиции в семье: родители проявляют поразительную неграмотность в определении приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка. Поэтому наш коллектив стремится создавать условия, в которых бы формировалось и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.Мы стараемся привлечь родителей к совместному взаимодействию с ребенком, предлагаем, чтобы они вместе с детьми нашли материалы по теме, обобщили полученные данные, подготовили выступление, презентацию. Зачастую такой вид деятельности для родителей нов и непонятен, поэтому работают они под руководством педагогов.Метод проектов направлен на включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. Совместные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада. Результатом работы над проектом стало создание «семейного продукта» в виде самодельных книг, стенгазет, альбомов, дизайнерских композиций.Папами и мамами не рождаются, ими становятся. Педагоги целенаправленно взаимодействуют с семьями воспитанников, в процессе реализации совместных проектов обращают внимание на такой важный момент, как изучение истории своей семьи, объясняют и показывают, как вместе с ребенком составить родословную семьи, чтобы изучить историю предков. Построение семейного древа требует много времени, усилий, терпения, но в результате родители и дети получают бесценную информацию о своей семье, корнях, о предках, которые стояли у истоков их рода.В ушедшем учебном году у нас проходили выставки, конкурсы. Например, Дню матери был посвящен конкурс «Моя родословная». Родители вместе с детьми оформляли семейные генеалогические древа и семейные гербы, альбомы «Моя семья», «Мое имя», «Досуг в семье», участвовали в выставках «Спортом занимаемся – с болезнями не знаемся», «Папа, мама, я – здоровая семья», «Мой папа – самый лучший», «Наши замечательные мамы». В детском саду состоялся всероссийский урок «Здоровые дети – в здоровой семье». Воспитанники средней группы вместе с воспитателем приняли активное участие во всероссийском дистанционном конкурсе центра «СНЕЙЛ» – «Пасхальное Воскресенье».Особое место в нашей работе занимают народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями и переживаниями. Традиционно мы проводим такие праздники, как Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица. Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная, в ней важно все: форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагогов. Каждая такая встреча дает возможность воспитывать в детях такие нравственные ценности, как трудолюбие, доброта, милосердие, великодушие, почитание, учит бережно относиться к народной культуре, понимать ее. В детском саду действует клуб «Преданья старины глубокой». В рамках работы клуба не только дети, но и взрослые: сотрудники, родители – знакомятся с народными традициями, обычаями, историей родного края.В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, так как требует особого такта, терпения, но ее результаты мы видим в позитивном отношении наших воспитанников к окружающему миру, другим людям, самим себе, потребность и готовность их проявлять сострадание, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.М.МУРАШОВА, старший воспитатель СПДО «Василек» образовательного комплекса №2073
Комментарии