Дидактические цели учебного мероприятия:- развивать творческий потенциал активной, самостоятельной, эмоционально отзывчивой, социально компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности через знакомство с русскими народными сказками;- расширять читательский и культурный кругозор учащихся;- планировать и реализовывать проектную деятельность в школе.
Компетентности, формируемые учебным проектом:- в сфере самостоятельной деятельности;- основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;- в сфере гражданско-общественной деятельности;- в бытовой сфере;- в сфере культурно-досуговой деятельности.Методические задачи учебного мероприятияОбучающие: – научить школьников различать виды русских народных сказок;- познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок.Развивающие: – развивать у учащихся познавательный интерес;- развивать творческие способности учащихся;- совершенствовать словарный запас учащихся.Воспитательные: – воспитывать доброту, любовь к родной культуре через русские народные сказки;- совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.Основополагающий проблемный вопрос проекта: откуда берутся сказки?Вопросы учебной темы:- На какие группы делятся русские народные сказки?- Для чего в сказках нужны волшебные предметы?- Всегда ли в русских народных сказках главным героем является человек?- Чему учат сказки?- Основные признаки сказки.- О чем мечтал народ в сказках?- Каким животным в сказках народ симпатизирует, а каких осуждает?Гипотеза Проект даст возможность учащимся ознакомиться с традициями и обычаями русского народа, со старославянскими словами и поговорками, с незнакомыми сказками, несущими ценности. И это будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету «Литературное чтение» и русской национальной культуре. Творческое название проекта: «Что за прелесть эти сказки».Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта: Изучение обычаев и традиций русского народа. Связь сказки с бытом русского народа. Словарная работа со старорусскими словами. Создание эскизов костюмов. Написание сценария сказки.Предметные области: чтение, изобразительное искусство, труд.План подготовки к мероприятию:1. Посещение школьной и сельской библиотек.2. Беседа с родителями.3. Чтение русских народных сказок самостоятельно, на уроке с учителем, библиотекарем.4. Выбор сказки для проекта и работа над проектом.5. Защита проекта.6. Приглашение родителей, учителей и библиотекаря школы.7. Оформление выставки книг по теме из библиотечного и личного фонда учеников.Место проведения: школьная библиотека.Участники: 22 обучающихся первого класса. Возраст 7 лет. Выполнено 22 проекта. Защитили 15 проектов. Продолжительность мероприятия: 40 минут.Подготовка учащихся к читательской конференции по русским народным сказкам.1. Найти и прочитать как можно больше русских народных сказок.2. Оформить альбом одной сказки.3. Рисунки к отрывкам сказки и посвященные главным героям.4. Аппликация.5. Пословицы к данной сказке.6. Загадки с иллюстрацией или аппликация.7. Чему научила сказка?8. Главные герои сказки.9. Положительные герои.10. Отрицательные герои.11. Защита сказки. Выразительное чтение понравившегося отрывка или его подробный пересказ. Уметь объяснить, почему понравилась эта сказка, отрывок. Чему научила сказка тебя?Ход конференции 1. Организационный момент. Под фонограмму «В гостях у сказки» ребята проходят в библиотеку и занимают свои места.Учитель: Прозвенел звонок для нас.Все вошли спокойно в класс.Встали все у парт красиво,Поздоровались учтиво.Тихо сели, спинки прямо.Вижу, класс наш хоть куда!Ну, начнем урок, друзья!Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна сказок! Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки, потому что деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема – самые прекрасные, а чудовища – самые ужасные.2. Постановка цели урока.Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность и фантазию. Будем не только вспоминать русские народные сказки, но и показывать их. Лучшие работы будут награждены призами. 3. Вступительное слово учителя.Что такое сказка? Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел. Сказка – это этическое, прозаическое произведение с бытовым, волшебным или авантюрным уклоном на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и социально-бытовые.Вы все дома читали сказки?Откуда берутся сказки? Кто их пишет?Дети: Сказки бывают авторские и народные. Народные передавались из уст в уста.Учитель: Чем сказка отличается от других произведений? Дети: Волшебством.Учитель: Каковы основные признаки сказки? Дети: Предметы, животные разговаривают.Учитель: Для чего в сказках нужны волшебные предметы? Всегда ли в русских народных сказках главным героем является человек? Чему учат сказки? Дети: Добру, отзывчивости, дружбе, послушанию, уважению старших, справедливости, трудолюбию.Учитель: О чем мечтал народ в сказках? Дети: Побеждать должно добро, зло наказывают.Учитель: Почему есть сказки похожие?Ответы детей.4. Выступление детей.5. Презентация. Викторина по русским народным сказкам.6. Просмотр русской народной сказки «Баба-яга и ягоды».7. Подведение итога урока. Передать оформленные проекты и тетрадь для отзывов в библиотеку. Поощрение ребят за хорошую защиту сказки; за наибольшее количество сказок, прочитанных к конференции.P.S. Презентации к конференции опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/676 Ирина ФЕДОТОВА, учитель начальных классов целинной средней школы №14 Ширинского района Республики Хакасия
Комментарии