search
main
0

Что за комиссия, создатель?! Об итогах конкурса аттестационных технологий, применяемых для аттестации общеобразовательных учреждений

На основании решения коллегии Минобразования России от 13 июня 2000 N 13/1 и в соответствии с приказом Минобразования России от 11 июля 2000 N 2123 проведен конкурс аттестационных технологий, применяемых для аттестации общеобразовательных учреждений.

Конкурс показал, что в Российской Федерации проводится активная работа по формированию и совершенствованию аттестационных технологий. В соответствии с требованиями нормативной правовой базы выделены показатели и параметры аттестационной оценки, сформированы процедуры проведения аттестации, разработано ее научно-методическое и информационное обеспечение.
Общей положительной тенденцией является стремление разработчиков аттестационных технологий повысить объективность аттестационной оценки на основе применения тестовых измерителей и анкет опроса экспертов, существенно снизить затраты времени и ресурсов в условиях массовой аттестации на основе определенного алгоритма проведения и использования инновационных подходов.
Существуют также и различия между технологиями в решении вопросов содержания оценки (количество оцениваемых предметов, оценка результативности только в рамках предметных знаний или также по характеристикам обеспечения развития личности) и в решении отдельных вопросов процедуры (обследование всех выпускников или выборочных групп, возможность использования средств автоматизации для обеспечения массовой аттестации, использование различных видов измерителей и т.д.).
Вместе с тем экспертиза представленных на конкурс аттестационных технологий показала, что имеются резервы их совершенствования:
– правовое и научно-методическое обоснование выделения критериев аттестационной оценки;
– учет специфики аттестации образовательных учреждений, заключающейся в необходимости оценивать содержание и результативность образовательной деятельности учреждения в целом, а не отдельных обучающихся.
Не всегда процедура оценки на всех ее этапах в достаточной степени построена по четкому алгоритму, что повышает затраты времени и ресурсов, снижая возможности использования технологии на муниципальном уровне, в других регионах, в условиях аттестации большего количества учреждений в сжатые сроки.
Во многих случаях технологии недостаточно обеспечивают реализацию возможностей аттестации для использования ее данных в работе педагогических коллективов, органов управления образованием, институтов повышения квалификации с целью повышения качества образования (на основе формирования рекомендаций, получения данных тематического анализа усвоения знаний и т.п.).
Анализ результатов позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования технологий на основе соответствующих мероприятий, проводимых на федеральном уровне и при обязательном участии наиболее успешных конкурсантов и членов созданной в 2000 году общественной организации “Объединение профессиональных разработчиков и пользователей стандартов и систем аттестационной оценки образовательных учреждений”, других представителей профессионального сообщества:
1) определение инвариантных (федеральных) параметров аттестационной оценки и соответствующих компонентов технологий;
2) установление требований к определению региональных параметров аттестационной оценки, к разработке соответствующих этим параметрам компонентов технологий, эффективно обеспечивающих массовую аттестацию образовательных учреждений в регионах, отработка требований к региональным органам проведения аттестации в части обеспечения корректного применения технологий в реальных условиях их применения.
В целях повышения эффективности аттестации общеобразовательных учреждений представляется необходимым предусматривать возможность более широкого использования получаемых данных педагогическими коллективами, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, аттестационными службами, институтами повышения квалификации работников образования.
По результатам проведенной экспертизы лучшими аттестационными технологиями, которые соответствуют целям и задачам аттестации общеобразовательных учреждений и содержат оптимальные подходы к их реализации, признаны аттестационные технологии, представленные (в алфавитном порядке):
Аттестационно-диагностическим центром при Департаменте образования и науки администрации Нижегородской области (руководитель авторского коллектива – Т.Н.Зайчикова, директор центра);
Государственной аттестационной службой системы образования Краснодарского края (руководители авторского коллектива – Н.Д.Бондаренко, начальник службы, Лапшина Н.Ф., заместитель начальника службы);
коллективом авторов технологии “КАС ДОУ – Аттестация (Новая Версия)” (г. Москва) (руководитель авторского коллектива – С.В.Климин, руководитель отделения общего и начального профессионального образования Научно-информационного центра государственной аккредитации Минобразования России);
Пермским (региональным) областным институтом повышения квалификации работников образования (руководитель авторского коллектива – А.И. Севрук, руководитель областной экспертно-диагностической службы института).

Конкурсная комиссия сочла необходимым также отметить аттестационные технологии, содержащие оригинальные подходы и решения в рамках отдельных направлений аттестационной оценки образовательного учреждения, представленные:
Главным управлением образования администрации Омской области;
Главным управлением общего и профессионального образования Псковской области;
Институтом дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогических работников Главного управления образования администрации Челябинской области;
Институтом развития регионального образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области;
Комитетом по образованию администрации Амурской области;
Комитетом образования администрации Новгородской области;
Комитетом по образованию администрации Санкт-Петербурга;
лицензионной палатой администрации Воронежской области;
Министерством образования и высшей школы Республики Коми;
Министерством общего и профессионального образования Ростовской области;
управлением образования г. Калуги.
Все авторские коллективы и организации, отмеченные конкурсной комиссией, награждены поощрительными премиями.
Валентина ШИБЕЛЕВА,
начальник отдела нормативного обеспечения и контроля Управления лицензирования, аккредитации и аттестации МО РФ, заместитель председателя организационного комитета конкурса аттестационных технологий

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте