В рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» Институт воспитания РАО опубликовал результаты ежегодного мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи. Рассказываем о том, какие тренды в воспитательном процессе отмечены исследователями в 2022 году.
Авторы исследования отмечают, что в сравнении с прошлым годом родители и педагоги единодушно обращают особое внимание на необходимость воспитания морально-нравственных качеств в детях. Значительный рост при этом наблюдается по всем позициям: воспитание уважения к старшим среди них оказалось требующим наибольшего внимания. В 2 раза выросло число тех, кто считает важным воспитывать в детях желание помогать нуждающимся, с пониманием относиться к недостаткам, делать, что должен – даже если нет желания. Среди других позиций, на которых следует делать акцент в воспитании, значатся необходимость извиняться в случае неправоты, стараться говорить правду, быть благодарным, вежливым. В 5 раз выросло число уверенных в том, что особое внимание следует уделить воспитанию умения делиться с другими людьми.
Относительно влияния внешних факторов (соцсетей и неформальных организаций) на формирование личности, учителя оценили их значительно выше по сравнению с 2021 годом. При этом решающее значение в воспитании ценностей, по их мнению, как и с точки зрения родителей, все же остается за семьей.
Результаты исследования также свидетельствуют, что родители стали меньше акцентировать внимание на сложностях в воспитании детей. Снижение отмечено по всем показателям по сравнению с 2021 годом. Это касается и проведения большого количества времени ребенком в интернете, за компьютерными играми, дефицита времени на совместные занятия взрослых с детьми, негативного влияния на детей блогеров и сверстников.
Как родители, так и учителя в этом году отметили рост такого фактора, как незаинтересованность школьников в предлагаемых активностях. При этом педагогов значительно больше родителей беспокоит проведение ребенком большого количества времени в соцсетях и трудности в попытках чем-либо его заинтересовать. В 2022 году 36% учащихся не участвовали ни в каких школьных мероприятиях – против 26% в прошлом году.
В общении и взаимоотношениях в школе среди воспитательных мер педагогов первое место заняло повышение голоса на ученика (75%). Другой популярной мерой оказалось лишение гаджета (51%), 36% учителей могут кричать на детей и 18% – игнорировать школьников. При этом 43% педагогов отметили, что ученики могут повысить голос на учителя, 34% указали на игнорирование школьниками учителя, 14% – на возможность детей кричать на педагога. Кроме того учителя в этом году чаще отмечают нежелание родителей участвовать в образовательном процессе. Этот факт они считают основной трудностью в организации работы с детьми. К подобным сложностям учителя также отнесли нехватку времени для подготовки к занятиям и недостаток материалов.
Для успешного воспитания учеников, по мнению взрослых, учителю важно умение выстроить диалог, найти контакт с детьми. В этом году особое внимание уделено также таким факторам, как желание учителя заниматься воспитательной работой и развитие отношений между семьей и школой.
Говоря о ключевых направлениях воспитательной программы, педагоги и родители единодушно акцентируют внимание на необходимости гражданско-патриотического, трудового и духовно-нравственного воспитания. Важным также представляется познавательное, эстетическое и экологическое воспитание. При этом физическому воспитанию учителя считают необходимым уделить значительно больше внимания, чем родители.
Комментарии