У детей-сирот, воспитывавшихся в детских домах, отсутствует понимание (видение) своей жизненной перспективы. Образ желаемого будущего у них размыт, неконкретен. В условиях детского дома важно работать над формированием жизненных планов воспитанников, выявляя наиболее значимые жизненные ориентиры ребенка, тем самым способствуя его самоопределению. Воспитанник, всесторонне подготовленный к самостоятельной жизни, способен сделать осознанный выбор жизненного пути, выбрать будущую профессию, организовать свой досуг, личную жизнь и наладить взаимоотношения с членами того социума, в который он попадет после выпуска из детского дома.
Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволил сделать вывод, что эффективной и успешной адаптации к микро- и макросоциуму можно достичь лишь с помощью системного подхода в определении жизненных стратегий самоопределения воспитанников.Проблеме самоопределения и профориентации подростков посвящены многие работы, например Е.А.Климова «Как выбрать профессию», Н.С.Пряжникова и Е.Ю.Пряжникова «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников». Анализ трудов позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данной проблемы для воспитания детей, проживающих в детских домах. Полагаю, что одним из возможных средств формирования профессионального самоопределения может стать профориентационная работа по специальной программе. Поэтому было решено разработать программу «Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома».Цель данной программы: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:1. Ознакомление детей со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами труда в условиях безработицы и конкуренции.2. Формирование мотивации саморазвития, направленности личности на успешность в профессиональной деятельности.3. Развитие у детей положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.Данная программа предусмотрена для работы с детьми среднего и старшего возраста. Прогнозируемый результат Знания: о видах профессий, об учебных заведениях, в которых обучают той или иной профессии; о своих профессиональных качествах; о своих индивидуальных особенностях и типах личности, средствах, обеспечивающих самопознание.Умения: бесконфликтно общаться; адекватно оценивать свои возможности при выборе профессии; выбирать наиболее значимые жизненные ориентиры для приобретения будущей профессии.Навыки: реализации своих умений; применения своих способностей для выбора профессии.Предлагаемая система занятий – попытка найти нетрадиционные пути формирования готовности к профессиональному самоопределению у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ритм жизни детского дома не всегда позволяет детям самим распоряжаться своим временем, и это, конечно, издержки нашей работы. И тем не менее при всех наших трудностях программа поможет воспитывать полезных обществу трудолюбивых людей, а не иждивенцев.Практическая значимость программы заключается в том, что:1) разработаны элементы системы занятий, способствующие самоутверждению личности, формирующие способности, определяющие индивидуальность воспитанника, область его профессионального развития;2) эти элементы могут быть использованы в работе педагогами интернатов, детских домов, школ, педагогических вузов и училищ как универсальный инструмент формирования всесторонне развитой личности.В программу включены мероприятия различных форм, проведение которых дает возможность придать обучению интегрированный развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания. Занятия проходят два раза в месяц по 30-40 минут в игровой и учебной комнатах. Предусматривается посещение предприятий. Занятия проводятся со всеми детьми одновременно.Прогнозируемый результат работы после первого года обученияЗнать:- что включает в себя понятие «личность» и ее ценностные ориентации; – возможные пути самопознания и самореализации, типы темперамента и характера.Уметь: адекватно оценивать себя и окружающих.Прогнозируемый результат работы после второго года обученияЗнать:- профессиональные термины по предмету труда;- разновидности профессий;- различные учебные заведения, где можно приобрести те или иные профессии;- основные требования при поступлении в учебные заведения.Уметь:- общаться друг с другом;- погружаться в коллективное дело;- слушать и понимать товарища.Прогнозируемый результат работы после третьего года обученияЗнать: – возможные пути профессионального самоопределения; – свои профессиональные качества; – свои личностные особенности, интересы и склонности; – правила выбора профессии.Уметь: определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.Ирина ПОПОВА, воспитатель детского дома №3 города Таганрога Ростовской области, победитель V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Комментарии