Когда в семье рождается ребенок с особенностями развития, у родителей возникает вопрос: что я могу сделать для своего малыша, как ему помочь? К кому обратиться в первую очередь?
Раиса КРАВЦОВА, педагог-психолог территориального отделения «Зябликово» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы; Елена МОХИРЕВА, учитель-логопед территориального отделения «Соколиная гора» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Если семья переступает порог Городского психолого-педагогического центра, каждый специалист понимает: работа с ребенком без поддержки и активного участия семьи невозможна. Учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги постоянно сотрудничают с родителями и другими близкими членами семьи ребенка, который приходит к ним на занятия. Установить взаимопонимание, сделать взрослых своими союзниками – одна из основных наших задач. Каким образом педагогу выстраивать свои отношения с родителями детей с особыми потребностями? Как действовать, чтобы привлечь их к работе, к сотрудничеству? Как объяснить значимость их включения и на занятии, и в домашних условиях? Эти вопросы постоянно возникают даже у опытных специалистов, а тем более у наших молодых коллег.К сожалению, нередко специалисты сталкиваются с определенными трудностями – это и недоверие родителей, и отрицательный опыт их самостоятельных занятий с ребенком, и моральная неготовность к долгосрочному труду и совместной работе. Для включения родителя в активное взаимодействие со специалистом в коррекционный процесс по опыту работы нами были определены три основных этапа выстраивания успешных и эффективных взаимоотношений:1. Мотивационный – формирование мотивации. Самый первый этап, который имеет большое значение, – это мотивация родителя на активное участие в коррекционном процессе. Это достигается путем постановки цели, к которой общими усилиями мы будем стремиться. Данный этап необходимо реализовывать как на первичной встрече со специалистом до начала занятий, так и в ходе занятий.2. Обучающий. Данный этап реализуется непосредственно в ходе детско-родительских занятий и осуществляется с помощью следующих приемов:- предварительная инструкция (перед началом работы, перед каждым занятием, перед игрой);- помощь родителю в процессе занятия;- включение дополнительных стимулов (интонация, персонаж-посредник, повторение инструкции);- выполнение действий совместно родителем и ребенком (всем телом или руками ребенка);- проговаривание ключевых моментов после занятия, внесение корректировок в способ подачи материала, выделение положительных моментов;- домашнее задание для родителей и близких взрослых.3. Контролирующий – контроль специалистом выполнения рекомендаций родителями, а также получение обратной связи. Данный этап может реализовываться с различной периодичностью, как непосредственно после занятия, так и в ходе него.Учитывая все вышесказанное, можно выделить приемы и методы взаимодействия специалиста с родителем:- регулярное проговаривание цели наших занятий, поиск и озвучивание промежуточных целей конкретно для этого ребенка и самого родителя; – подчеркивание достижений ребенка (даже самых маленьких!);- подчеркивание достижений родителей, ведь они также нуждаются в психологической поддержке;- мотивация родителей на преодоление трудностей;- четкие инструкции родителю (что, как и для чего мы сейчас конкретно делаем);- демонстрация родителю собственным примером способов взаимодействия с ребенком;- домашние задания и контроль их выполнения;- консультирование родителя по вопросам развития и актуального состояния ребенка и его ближайшим планам на занятия.
Реализация всех этапов, а также использование приемов и методов взаимодействия специалиста с родителем, повышение собственной квалификации, участие в супервизиях для решения наиболее сложных ситуаций помогут продуктивному взаимодействию с семьей особого ребенка и более эффективному включению родителей в коррекционный процесс.
Комментарии