Министерство: детям лучше учиться днем
– Какая же форма обучения, дневная, вечерняя или заочная, на ваш взгляд, является наиболее эффективной? – спросила журналистка Любовь Ушакова у начальника Управления высшего профессионального образования Минобразования России Юрия Александровича Новикова.
– Ну вообще-то вопрос провокационный. Потому что все зависит от самого студента. Конечно, уровень подготовки по дневной форме выше: студент постоянно общается с преподавателем, после занятий может пойти в библиотеку, заглянуть на кафедру, решить вопросы, которые возникли у него в процессе лекций или семинарских занятий. Все это позволяет ему быстрее адаптироваться к учебе. Для вечерника это проблематично: с утра – работа, после работы – в институт, четыре часа учебной нагрузки три или четыре раза в неделю. Естественно, время общения с преподавателем намного сокращено, и вся подготовка рассчитана только на личное упрямство, упорство. Заочной формой в основном пользуются люди, удаленные от учебных заведений. Здесь приходится рассчитывать только на сознательность самого студента. Он свободен в выборе времени занятий. Эта “свобода” психологически часто расковывает студента, и он просыпается, как правило, только перед сессией. Правда, это можно отнести к любому студенту, но постоянный контроль на дневном отделении, где цикличность контрольных больше, естественно, держит студента в более жестких рамках.
Надо говорить и о том, как вузовская подготовка отражается на дальнейших успехах человека, его профессиональном росте. И вот здесь я бы еще поспорил: студент какой формы – дневной или безотрывной – более динамично продвигается по работе. Так что трудно сказать, где лучше, где хуже.
– Но если дневная форма обучения воспринимается большинством людей как наиболее эффективная, не лучше ли было бы отменить заочную и вечернюю, как вы считаете?
– В Конституции сказано: право на образование имеет каждый гражданин, в том числе и на высшее на конкурсной основе. Так почему же люди, которые вынуждены работать, должны быть ущемлены в своих правах? Ведь часто бывает так: в семье один или два ребенка, мать плохо зарабатывает, отец не работает или вообще куда-то исчез, кто будет кормить семью? Заочная и вечерняя формы подготовки достаточно прогрессивны в плане социальной помощи именно тем молодым людям, которые вынуждены работать. А то, как они будут учиться, уже зависит от их желания. Я думаю, что вечерники – это люди, которые идут учиться по зову сердца. В армию их все равно призовут, они это знают. И многие учатся после армии, то есть поступают в вуз именно для того, чтобы получить знания.
– Какая из форм обучения для “платников” дороже, какая дешевле, и почему?
– Если учесть, что вечерники и заочники обычно знают производство, то безотрывная форма дешевле. Многие предметы читаются в сокращенном варианте. Некоторые дисциплины просто отсутствуют, например, физкультура. Тем не менее стандарт все-таки стараются выполнять, без этого не получишь государственного диплома. А вот учебный процесс сокращен, поэтому и дешевле обходится.
– Много ли предметов отнимают у вечерников и заочников по сравнению с дневниками?
– Три, четыре, не больше.
– Тогда насколько необходимы эти предметы для дневников?
– Любой ректор отвечает за то, чтобы выпустить полнокровного специалиста не только в плане знаний, но и в плане его физического состояния. Многие студенты считают это лишним, но их нежелание заниматься физкультурой зиждется на том, что они не задумываются о своем будущем. Между тем одна из задач вуза состоит в том, чтобы выпустить именно здорового специалиста. Поэтому практически в каждом вузе есть профилактории, где студенты любой формы обучения могут подлечиться по льготным путевкам.
– С чем связано то, что на вечернее отделение вузов обычно принимают исключительно “местных”?
– С транспортом. Я сам читаю лекции для вечерников и всегда спрашиваю, кто где живет. И если кому-то надо ехать на электричке, к примеру, в Подольск, отпускаю на несколько минут раньше. Почему? Для того чтобы защитить человека, особенно девушку, которая поздно возвращается из института. Ведь сейчас криминальная обстановка.
– В чем, по-вашему, теряют вечерники и заочники перед дневниками?
– Теряют они в том, что не до конца могут прочувствовать собственно студенческую жизнь. Я думаю, что это самая большая потеря для них. Ведь студенческая жизнь незабываема. И пережить ее через художественную самодеятельность, через КВН, через спорт, различные секции возможно только на дневной форме обучения. А дипломы у всех выпускников одинаковые. Работодателя не интересует, на дневном или заочном отделении учился студент, его в первую очередь интересуют знания.
– Кого же охотнее принимают работодатели: вечерников, заочников или дневников?
– По-разному. Например, ЗИЛ, АЗЛК, промышленные, крупные предприятия, очень охотно берут вечерников или тех, кто более-менее связан с производством. А “молодые” предприятия предпочитают дневников, здесь формируется единая команда и отрабатывается единая программа развития. Молодые люди, окончившие дневное отделение, свободны от традиций, которые были где-то заложены. Это позволяет им по-новому мыслить, по-новому смотреть на производство.
– А куда вы посоветовали в свое время поступать своим детям?
– Я советовал им идти на дневное отделение. Психологически родителям трудно сейчас выпустить молодежь в свободное плавание, опасно. Дневная форма держит ее в более жестких рамках. И я придерживаюсь того мнения, что детям после школы нужно учиться именно на дневной форме. Конечно, если есть возможность.
Регионы: учеба ради работы
Итак, столичные чиновники при любых условиях будут стараться уговорить своих детей остаться “на дневном”. Но как быть, если сегодня практически в каждом объявлении о трудоустройстве работодатель, помимо качественного образования, требует от соискателя опыта работы по специальности. А где его взять, если ты весь день учишься? Раньше студенты все-таки проходили практику на предприятиях, знакомились с будущей рабочей жизнью, а заодно и со своим потенциальным начальством, старались показать себя с наилучшей стороны. В наши дни договор вуза и какого-нибудь завода о прохождении студентами производственной практики – большая редкость. Так, на Воронежском механическом заводе работает кафедра технического университета, и студенты начиная с третьего курса совмещают работу и учебу.
Но подобных примеров единицы, а безработных дипломированных выпускников вузов, техникумов и ПУ в одной только Воронежской области ежегодно набирается более 15 процентов от общего числа всех новоиспеченных специалистов с дипломами. А среди безработной молодежи людей с образованием уже почти треть. С каждым годом их число растет. По данным Департамента федеральной службы занятости населения по Воронежской области, в 99-м году число безработных граждан, получивших специальности инженеров, а также учителей и преподавателей, превысило количество вакансий по этим профессиям в четыре раза. В то же время в области большой спрос на фармацевтов, маркетологов, торговых менеджеров, инженеров-наладчиков, разумеется, имеющих опыт работы. Что делать?
Об этом наш корреспондент Татьяна Масликова и беседовала с Людмилой Козловой, заместителем руководителя Департамента ФГСЗН по Воронежской области, начальником отдела профобучения. В области разработана региональная межведомственная целевая программа “Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования”. 35 пунктов, среди которых – переобучение и консультационные услуги, взаимодействие с областными правительством и Думой, с вузами и Советом промышленников. Цель – создание системы комплексной помощи молодым людям в получении и выборе профессии, а в основе – социальное партнерство всех заинтересованных служб и самих выпускников, которые не только ждут предложений работы, но и сами ее активно ищут. Однако создать программу – только полдела, куда сложнее выполнить намеченное. Например, предложили Думе внести в областной закон “О квотировании рабочих мест для слабозащищенных категорий населения” дополнение о квотировании мест для выпускников вузов и техникумов. Увы, под определение “слабозащищенные” подпадает только молодежь, не достигшая восемнадцатилетнего возраста.
Говорят, с подобной проблемой столкнулись волгоградцы, и решить ее возможно при поддержке предприятий муниципальной, а не федеральной собственности. Сейчас воронежцы перенимают опыт и будут пытаться делать подобное у себя. Вообще с работодателями сложно – можно ведь такую вакансию предложить, что ни один выпускник туда не пойдет. Поэтому вносятся всевозможные предложения, способные заинтересовать самого работодателя, ему даже доплачивать готовы, только бы брал к себе молодежь.
Программой запланировано создание на базе Воронежского госуниверситета и одного из отраслевых вузов постоянно действующих пунктов помощи выпускникам в трудоустройстве. Вузовцы предложение поддержали, дело теперь за помещением и кадрами. Придется заниматься не только консультациями и созданием банка данных, но и реальным трудоустройством студентов как на время каникул, так и по окончании учебы.
Вузы: пусть каждый выберет, что ему нравится
Однако большинство вчерашних школьников еще с трудом представляет свою будущую работу. Наталья Алексютина решила по-своему выяснить, чем руководствуется студент при выборе очного, вечернего, заочного отделения, и спросила об этом Елену Субботину, кандидата технических наук, доцента, проректора по учебной работе Института туризма и гостеприимства:
– Три формы обучения – это классика. Все три имеют право на существование, и говорить о том, какая из них предпочтительнее, неправомочно. Очную или дневную форму выбирают те, кто только что закончил школу. Она требует от них того, от чего они не успели отвыкнуть, то есть ежедневного посещения, ответов на семинарских занятиях. Группы, как правило, не больше 25 человек. Ребята могут быть уверены в том, что во время обучения преподаватель обратит на них внимание. По времени эта форма обучения не затратная – 5 дней в неделю. Есть и аттестация, один раз в семестр их контролируют. “Дневные” студенты первые два-три года прилично учатся и даже улучшают свои школьные показатели. На старших курсах картина меняется: студенты взрослеют, начинают подрабатывать, возникают конфликты. Очная форма требует посещения, аттестация полусеместровая идет в основном не по ответам, а по факту присутствия на занятии. Многих не допускают до сессии, и тогда становятся востребованными другие формы обучения – ведь дневное отделение предполагает 27 часов аудиторной нагрузки и столько же самостоятельной.
Вечерняя форма обучения тоже для тех, кто привык заниматься каждый день и подконтрольно. Вечерники в основном трудоустроены. Приходят и зрелые люди, но их от силы четверть всего состава. Это семейные пары, люди, имеющие детей. Вечернее отделение нагружено десятью аудиторными часами в неделю.
Кто сейчас приходит на заочное отделение? Взрослые, обычно работающие в той области, высшее образование в которой им необходимо. Народ, четко знающий свою цель. Я, честно говоря, люблю заочников больше всех. Они, может быть, проигрывают перед дневниками и вечерниками на первых общеобразовательных курсах, так как забыты базовые знания, но зато дипломы пишут отличные. Хотят учиться, рассчитывают свои силы. В год по нормативу на них положено 160 часов аудиторной работы. Это от дневного составляет 60 %. Не такая уж и маленькая цифра. Заочникам в какой-то степени легче, вся литература для них подобрана, они знают весь курс сразу. К тому же многие состоят в той должности, которая позволяет найти нужный материал. Заочники не затратны: один раз выложившись на разработку добротных методических рекомендаций, можно лет пять по ним существовать.
Дневники в свою очередь пишут хорошие научные работы. Они больше ориентированы на наукообразные дисциплины, склонны к анализу. Заочники – практики.
Если выводить цифру успеваемости, то она на всех формах примерно равная. Везде есть двоечники и краснодипломники.
Сравнивать уровень знаний бесполезно. Преподаватели одни и те же на любом отделении. Где бы они ни давали материал, они дают его качественно, только на вечернем и заочном в более концентрированном виде.
Лично я не делаю разницы в формах обучения. Тот, кто прослушал мой курс, прошел все формы контроля, уж на “удовлетворительно” обязательно сдаст.
Ректор Литинститута Сергей Николаевич Есин оценивает ситуацию более однозначно. Вот что услышала от него наш корреспондент Светлана Руденко:
– Образование заочника – в руках самого заочника. На дневное больше всего поступает вчерашних школьников. Многих привлекает романтика студенческой жизни, о которой так много рассказывали их родители. Да и возможность полностью отдаться науке благо есть. Вечернее выбирают те, кто всерьез думает о будущей профессии, хочет получить систематическое полное образование, но стеснен материально. Думаю, этот компромисс между дневным и заочным для сильных духом. Не каждый способен на учебу после трудового дня. Заочники же народ бывалый, многие обременены семьями, детьми, некоторые уже несколькими образованиями. Тяга к переменам появляется ближе к тридцати, у некоторых – и к сорока. Так что чеховский Петя Трофимов – сущий юнец по сравнению с нынешним заочником, решившим круто изменить свою судьбу, получив заветную корочку, некоторые пытаются изменить и привычное течение жизни. И заочное образование тут просто незаменимо – просить денег у папы с мамой в этом возрасте вроде бы несолидно.
Молодежь: бремя выбора
Сложнее всего самим абитуриентам. Опыта, даже самого незначительного, у них пока нет. Приходится полагаться на советы родителей и более взрослых друзей.
– Поступаю на дневное историко-архивного, – делится своими планами юная Марина Алексеева. – Хочу всерьез заняться историей, а это возможно, на мой взгляд, лишь на дневном, да и к взрослой жизни я еще пока не готова…
– Не хотелось расставаться с родной школой, – говорит Елена Федоровская, – мне сразу предложили поработать помощником организатора по внеклассной работе, поэтому поступать решила на заочное отделение педуниверситета. Конечно же, мечтаю преподавать историю в своей родной школе. Думаю, что опыт общения с ребятами поможет мне стать настоящим профессионалом.
– Хочу сам платить за свое обучение, потому и подал документы на вечернее. Заочное – это все-таки несерьезно. Думаю, что практическая работа поможет мне стать более опытным юристом, – считает Андрей Грачев.
– Для тех, кто поступает не сразу после школы, оптимальный вариант – вечернее отделение, – с уверенностью заявляет студент факультета журналистики МГУ Павел Савчин.- Журналист должен работать постоянно, а не время от времени. Впрочем, материальная сторона – тоже не последний аргумент в пользу вечернего образования…
– А мне и на дневном хорошо, – спокойно возражает его друг Петр Недорук.
– Все зависит от самого человека, – замечает уже дипломированная журналистка, выпускница нынешнего года Яна Шахназарова.
– Нет, что вы, нормальная учеба возможна лишь на дневном. Заочно учиться то же самое, что заочно обедать, – не соглашается с ней Анна Барановская, – кроме того, где романтика студенческой жизни, если со своими однокурсниками ты видишься всего два раза в год?!
При такой пестроте мнений читателю остается только развести руками… Или раскинуть мозгами. Каждому – свое.
Комментарии