Екатерина II не просто так издала указ в 1764 году под лозунгом «Берегите ребенка», где кучер или извозчик, виновный в гибели ребенка, карался смертной казнью. С развитием техники и технологии наша жизнь стала полна угроз, особенно трудно обеспечить безопасность неопытному человеку – ребенку. Непонимание опасности ребенком – основная причина несчастных случаев.
Школа не берет на себя функции родителей – воспитывать на собственном примере. Задача воспитательной работы – отработка базовых правил поведения на дороге, в транспорте, в местах скопления людей, при личном общении с незнакомыми людьми, контактах по телефону или в социальной сети. Это творческая, целенаправленная и спланированная работа всего педагогического коллектива. Классные руководители, педагоги-предметники, психологическая, социальная и медицинская службы школы являются реализаторами данного проекта.
Простой рассказ об опасностях вряд ли поможет ребенку справиться с ситуацией, поэтому игра в младшей школе становится основной в реализации воспитания данного навыка. Ребята проигрывают различные ситуации и рассказывают об этом своим одноклассникам, фиксируют в рисунках основные правила поведения. Разыгрываются мини-спектакли, демонстрируются выходы из заданных ситуаций.
В средней школе ученики учатся продумывать свое поведение в различных ситуациях и предвидеть последствия. Активно работает волонтерская организация «Феникс». Появляются первые проекты, и отработка практических навыков идет совместно с представителями организаций, отвечающих за безопасность. Так, совместно с ГИБДД ЮВАО ребята участвуют в общегородской акции «Московская зебра», с представителями полиции разбираются ситуации, связанные с личной безопасностью, медицинские работники проводят занятия по оказанию первой медицинской помощи. Свои знания ребята демонстрируют на тематических праздниках, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, где команды проходят игровые этапы и отвечают на различные вопросы. На классных часах и сборах классные руководители совместно с родителями, выпускниками школы разрабатывают и реализуют собственные проекты. Для пятиклассников это совместная работа с родителями – проект «СуперПятница», для детей постарше работает проект «Межпоколенческое взаимодействие», который рассматривает выпускников и обучающихся как фактор усиления образовательного ресурса учащихся и школы в целом.
Не надо забывать, что именно этот период в жизни человека характеризуется так называемым кризисом переходного возраста. У подростка перестраивается система требований к себе и окружающим, особенно к тем, кто рядом (педагогам и родителям), и появление в этом кругу старшего по возрасту, но со схожими интересами и взглядами на мир помогает преодолеть кризисные моменты возраста и выйти на новую культурную, информационную или профессиональную ступень собственного развития. Таким образом, именно в этой точке носителем актуального для подростка социокультурного опыта начинает выступать выпускник той же школы. Встречи, организованные классным руководителем с выпускниками школы, и совместные проекты, связанные с безопасностью, помощью окружающим, помогают сформировать ту самую психологическую реакцию на опасность, которая свойственна взрослым.
Отдельным блоком идет работа классного руководителя по важной сейчас проблеме – безопасность в социальных сетях. Для этого в средней школе в классах организуются круги сообщества, где разбираются ситуации, с которыми сталкиваются ученики, и все вместе находят выход, который помогает подняться над проблемой.
Жажда знаний, открытие нового, с одной стороны, и психологическая готовность, понимание проблемы и знание пути выхода из ситуации, с другой стороны, помогут ученику успешно и безопасно идти по жизни, а школа помогает усвоить основные базовые правила личной безопасности ребенка.
Елена БРОИЛОВСКАЯ, учитель географии школы №1547
Комментарии