В последние годы материальное благополучие россиян заметно улучшилось. Но тем явственнее становится дефицит любви. Сердце кровью обливается, когда видишь, как по утрам раздраженные матери тащат своих чад в детские садики и ясли: здесь и грубые слова, не редкость шлепки и угрозы.
Почему дети не могут утром проснуться нормально? Да потому, что не выспались, а перед сном родители не почитали сказку, не приласкали. Я, к примеру, будила сына по утрам, легонько пощекотав ему носик, говоря ласковые слова. Ребенок просыпался с улыбкой. И засыпал он у нас с той же улыбкой на лице.
Нет, я не осуждаю нынешних родителей. Бедная мама за день так набегается, что вечером не до сказок. И утром одни мысли о работе. Но я убеждена, что надо правильно расставить приоритеты. Что важнее: работа или семья? Если папа и мама считают главной целью своей жизни воспитание богоданного ребенка, то найдутся у них и время, и силы, и знания. Мы всегда находим возможность для осуществления того дела, которое считаем самым важным.
В одной мудрой книжке я прочитала: «Любя, побеждай». И только через несколько лет уяснила для себя глубокий мудрый смысл этой фразы. Любое, даже самое черствое и ледяное сердце можно размягчить и растопить любовью.
Много слагаемых у любви. Это доброта и милосердие, сострадание, терпение и терпимость, умение уступить, понять и простить, это и справедливая требовательность.
Любовь – это и ласковый взгляд, и добрая помощь, и сочувствие… А чудесные волшебные слова: солнышко, радость моя, умница, лапушка, деточка, золотце мое… Любовь, нежность, ласка, будучи проявлениями духовного мира, от раздаривания только увеличиваются. Вспомните огонек свечи, который не уменьшается при зажжении других свечек. Все мы считаем себя людьми высокодуховными. Но много ли мы любим?
Я всегда учу своих студентов, когда они идут на практику: «Будьте строги и требовательны, абсолютно справедливы. Ни в коем случае не допускайте злобы. Злоба вызывает страх, который сковывает и в конце концов гасит духовное начало в ребенке. Зло вызывает зло. Дети очень чувствительны, они сразу чувствуют, где требовательность продиктована любовью, желанием добра, а где злобой».
Главный воспитательный инструмент – это беседа наедине, с глазу на глаз, а не публичные разносы. Публичной бывает только казнь. Наедине, в ходе доверительной беседы устанавливаются невидимые духовные связи, тогда многое в поведении ребенка становится понятным. Наедине самый ершистый, колючий подросток может раскрыть свою душу. Конечно же, колючий ежик не может за один день превратиться в белый пушистый одуванчик. То, что засевалось годами, невозможно выкорчевать за один день. Но, как известно, вода камень точит.
Учитель ни в коем случае не должен добиваться любви детей. Жалок учитель, добивающийся любви. Это приводит к заискиванию с детьми, дети никогда не будут уважать и ценить такого учителя. Он должен сам любить, и тогда дети его обязательно полюбят.
Способность любить, как и любую другую способность, необходимо развивать и растить в себе. Древняя китайская мудрость учит: «Добрым я делаю добро, и недобрым также делаю добро. Таким образом и воспитывается добродетель».
Рамзия ХАЙРВАРИНА, преподаватель педагогического колледжа, Белебей, Республика Башкортостан
Комментарии