Проработав много лет преподавателем информатики в старшей школе, я с удовольствием стала вести занятия в начальных классах. Сама разрабатываю сценарии уроков. Основной целью занятий с младшими школьниками я считаю развитие творческих способностей.
Почему одним ученикам удается решать проблемные задачи, они могут находить несколько путей решения, изобретать оригинальные подходы, а другие способны лишь к решению задачи по образцу, по готовому рецепту?
Что ответит психолог?
У одного человека тип мышления конвергентный (закрытое, нетворческое), у другого – дивергентный (открытое, креативное). Но на самом деле каждый человек обладает как теми, так и другими способностями (интеллектуальными и креативными), но в разной степени.
Если психологи отмечают полезность компьютера для развития творческих способностей, то что учитель информатики, в руках которого этот самый компьютер на каждом уроке, может сделать в этом направлении? Интенсивное изучение творческих способностей проводилось и задолго до появления компьютеров. Поиски какого-то единого показателя не дали положительных результатов. Но было показано, что креативное мышление по мере взросления «затухает». А творческие способности и их развитие во многом зависят от того материала, на основе которого составлено задание.
Если речь идет о развитии творческих способностей, необходимо понять, что это такое. «Способности» – значит можно их представить в виде некоторых составляющих: множественное число.
1. Зоркость в поиске проблемы – смотреть и видеть не одно и то же.
2. Способность кодировать информацию.
3. Способность к переносу опыта.
4. «Боковое мышление».
5. Цельность восприятия.
6. Способность свертывать информацию.
7. Сближение понятий.
8. Приемы работы с памятью.
9. Гибкость мышления – преодоления инертности мышления.
10. Способность к оценке альтернатив.
11. Способность к сцеплению – завязка с прежним «багажом».
12. Легкость генерирования идей.
13. Способность предвидения – воображение.
14. Беглость речи – способность выразить мысли в словах.
15. Способность к доработке идеи – выработка настойчивости, собранности, волевого настроя.
(А.В.Чус, В.Н.Данченко «Основы технического творчества», Киев, 1983 год).
Определив, что собой представляют творческие способности, определим, что такое информатика.
Если спросить у школьника: что в информатике самое главное? Он ответит: компьютер (да и взрослые многие так же считают). Я как учитель информатики должна сказать, что основным, ключевым понятием предмета является «информация» и, реализовывая содержательные линии стандарта, будь то линия информационных процессов или линия информационных технологий, или линия алгоритма (управляющая информация), или линия компьютера (инструмент для работы с информацией), мы всегда должны говорить об информации, учить работать с информацией, используя информационные технологии.
Особенностью предмета я бы назвала то, что информация используется самая разнообразная – из разных областей, предметов, информация разного вида: текстовая (литература, языки), числовая (математика, экономика), графическая (дизайн, изобразительное искусство), звуковая (музыка).
Поставив целью развитие творческих способностей, следует знать, что предлагает психология. Методов на самом деле существует очень много. Основным материалом в работе психолога являются: числа, слова, геометрические фигуры, цветные карточки, рисунки. В информатике, как уже отмечалось, такого материала достаточно. Тогда возникает задача, как на основе материала своего урока применять эти методы. Прежде всего я учитель и должна учить, значит, хотелось бы, чтобы методы помогли и реализовать обучающие цели, возможно ли это? Да, возможно, если найти место психологическим методам в учебном процессе, на уроке, в конкретной теме. Вот эти методы:
1. Прием образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, пословиц, поговорок.
2. Метод фокальных объектов (МФО). Этот метод основан на перенесении признаков случайных объектов на прототип, смысл и характеристики которого нужно изменить.
3. Метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы. Автор «мозгового штурма» Алекс Осборн (США, 1948 год) предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря «мозговому штурму» возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.
4. Метод комбинационного анализа. В основе комбинационного анализа лежит матрица сочетаний двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов).
5. Метод морфологического анализа.
6. Метод 635.
7. Синектика. По любой картине создается банк данных. С помощью этих данных решается проблемная ситуация или задача (используя аналогии).
8. Приемы работы с памятью:
а) метод пространственного расположения слов;
б) воздействие на зрительные органы;
г) метод аналогии.
9. Игровые ситуации на уроках. Игра, как форма организации творческой деятельности.
Каждый из методов направлен на развитие какой-то из составляющих творческих способностей. Задача учителя сводится к тому, чтобы определить, какой метод больше подходит для объяснения нового материала, какой для контроля знаний, а какой для отработки навыков работы на ПК. Все они повышают творческую активность учащихся, а значит, помогают реализовать принципы, которых учитель должен придерживаться независимо от используемых методов.
Принцип обратной связи обязателен при использовании многих методов.
Принцип открытости – в информатике без него вообще нельзя. Быстрое развитие компьютерных и информационных технологий требует учить тому, как быть, что делать, если технологии изменились, и показывать, что решение какой-то проблемы выходит за рамки изучаемого курса и требует дополнительных знаний.
Я разрабатываю уроки с применением перечисленных методов и готовлю материал к урокам в виде творческих, проблемных заданий. В младших классах уроки информатики носят развивающий характер, с применением игровых ситуаций. Так, для 2-го класса разработана серия сюжетных уроков. Приведу пример.
Ольга ЖЕЛОНКИНА, преподаватель профиля «Оператор ЭВМ», межшкольный учебно-производственный комбинат, Енисейск, Красноярский край
Комментарии