search
main
0

Что в имени тебе моем? Урок русского языка в 6-м классе

Цель: составить лингвистический портрет (паспорт) слова «счастье».

ЗадачиОбучающие (по итогам урока): ученик сможет самостоятельно использовать полученные ранее знания по русскому языку и литературе при исследовании слова.Развивающие (по итогам урока):- ученик сможет использовать прием ориентации в проблемных ситуациях (сравнение, анализ, выявление причинно-следственных связей);- ученик сможет совершенствовать навыки познавательной деятельности через работу с научно-популярной литературой о языке.Воспитательные (по итогам урока):- ученик задумается о значимости слова в речи, о красоте и богатстве родного языка;- ученик задумается о необходимости бережного отношения к родному языку.Ход урока1. Слово учителяУчитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада возможности общения с вами.2. Постановка учебной проблемыУчитель: Для сегодняшнего урока я предлагаю такое название: «Что в имени тебе моем?»Как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня речь? (Ответы детей.) А какие будут у нас помощники? (Компьютер, проектор…) А откуда нам известны технические возможности наших помощников? (Из инструкции, паспорта…) И у человека есть паспорт, и у технических средств есть паспорт. А у слова есть такой документ, где бы были записаны его данные? (Ответы детей.) Да, конечно, это словари, в них мы можем найти разную информацию о словах. Но посмотрите, сколько словарей, сколько там слов. А у отдельно взятого слова есть такой паспорт, где бы были записаны все-все его данные? (Ответы детей.) Как несправедливо: у слова – основной единицы языка – нет своего документа.3. Будем восстанавливать справедливость и попытаемся оформить паспорт словаУчитель: А какое мы с вами выберем слово? (Предположения детей.) Все слова очень хорошие, добрые…А давайте попробуем определить ключевое слово отрывка из рассказа Владимира Набокова «Музыка». Если оно покажется вам интересным, то составим его паспорт.«Как это было давно. Он влюбился в нее без памяти в душный обморочный вечер на веранде теннисного клуба, а через месяц, после свадьбы, шел сильный дождь, заглушавший шум моря. Как мы счастливы. Шелестящее, влажное слово «счастье», плещущее слово, такое живое, ручное, само улыбается, само плачет…»Итак, ключевое слово этого отрывка – счастье. Оно вам нравится? Попробуем рассказать все об этом слове, нарисуем его лингвистический портрет. А в конце урока вы ответите на вопрос, заданный темой: «Что в имени тебе моем?»А о какой музыке идет речь в отрывке? (О музыке слова «счастье».)Как оно звучит? А почему? Какие звуки его наполняют? (Ответы детей.)Итак, мы открываем первую фонетическую страничку паспорта слова.Давайте охарактеризуем согласные звуки слова «счастье»:[щ’] – согл., глухой непарный, мягкий непарный[С’] – согл., глухой парный, мягкий парный[Т’] – согл., глухой парный, мягкий парный[Й’] – согл., сонорный непарный, мягкий непарныйПроанализируйте полученный результат и сделайте вывод:- Какую особенность вы заметили, характеризуя согласные звуки этого слова?- Как эта особенность отражается в звучании слова?- С какими прилагательными и причастиями автор сочетает это слово? Какое средство выразительности использует?Ответы детей.А какое прилагательное вы подобрали бы к слову «счастье»?Мы открыли синтаксическую страничку паспорта.Продолжите ряд словосочетаний. Выполним грамматический анализ одного из словосочетаний.Слово «счастье» легко сочетается с другими словами, часто используется в пословицах и поговорках.Сейчас мы прочтем некоторые из них, объясним смысл понравившихся пословиц и поговорок и подчеркнем слово «счастье» как член предложения.Дурак за счастьем бежит, а оно у его ног лежит.Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит.Не в богатстве счастье, а в разуме.Тяжело счастье найти, а легко потерять.Смелому счастье помогает.Счастье без ума – дырявая сума.Вывод: слово «счастье» часто употребляется в пословицах и поговорках, в предложении чаще всего бывает дополнением или подлежащим.А почему оно так часто встречается в пословицах и поговорках? Может, благодаря своему лексическому значению? Что же означает слово «счастье»? (Учащиеся сами дают определение слова.)Итак, ребята, мы с вами открыли следующую страничку паспорта слова – лексическую.Как вы думаете, точное ли определение понятия этого слова вы дали? А где мы можем уточнить, каково значение слова «счастье»? Конечно, в толковом словаре.Толковый словарь Д.Н.УшаковаСчастье, счастья, мн. нет, ср.1. Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью.2. Успех, удача (преимущ. случайная).3. Участь, доля, судьба (простореч., обл.).4. Им. п. счастье употр. также как сказуемое главного предложения в знач. очень хорошо, крайне приятно (разг.).Толковый словарь живого великорусского языка В.И.ДаляСчастье (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. «Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь».Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле, не по расчету. Благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, смут, тревоги; покой и довольство; вообще, все желанное, все то, что покоит и доводит человека, по убеждениям, вкусам и привычкам его.Сравните эти определения и сделайте вывод: что общего и чем различается значение слова в этих словарях?Ответы детей.Слово «счастье» многозначное. А есть ли слова с похожим значением, то есть синонимы? Подберите синонимы к слову «счастье».Синонимы – благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, удача, успех, случай.А есть ли слова с противоположным значением? Как мы их называем?Антонимы – горе, несчастье, беда.Вывод: в словаре В.И.Даля значение этого слова определяется более широко. Слово «счастье» многозначное, что позволяет ему сочетать в себе различные оттенки значений, иметь синонимы, антонимы.У слова, как и у человека, есть свое прошлое. А надо ли нам знать прошлое слова? Этот секрет нам раскроет следующая страничка, этимологическая. Ведь жизнь слова, как и жизнь человека, начинается с его рождения. Известно ли вам что-нибудь о происхождении этого слова? Обратимся к этимологическому словарю.Счастье. Общеслав.; производное (с помощью приставки съ- в значении «хороший» (и суф. (-иj-) от чясть (через «юс» малый). Буквально – «хорошая часть, доля».(Н.М.Шанский. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. – М., 2004).Этимологический словарь Макса ФасмераБлижайшая этимология: укр. щаґстя ср. р.; цслав. съчястьнъ «причастный»,счаґстье – первонач. «доля, совместное участие» (: съ). Эта этимология несомненна для позднецслав. съчястьнъ «причастный».Вывод: что нового вы узнали о значении слова «счастье»? Какова же формула счастья?Счастье = хорошая часть + доля + совместное участие + причастность.Можно ли быть счастливым в одиночку? Нет, только в сопричастности с другими людьми человек может обрести счастье.Мы с вами сейчас определяли, что означает слово «счастье». А в какой части слова заключено его основное лексическое значение? (В корне.)Открываем страничку морфемика и словообразование.Посмотрим историческое и современное членение этого слова.Из этимологического словаря мы с вами узнали, что слово «счастье» когда-то давно образовалось от слова «часть» при помощи приставки и суффикса, а каково современное морфемное членение этого слова? (Корень и окончание.)Это слово имеет производящую основу, от него можно образовать много новых слов. Ребята самостоятельно образуют новые слова, потом читают.Систематизируйте предложенный материал и составьте словообразовательную цепочку из предложенных слов.Работа в парахСчастье – счастливый – счастливчик.Вывод: что нового узнали о составе слова?С течением времени состав слова изменился. Он стал проще. В современном языке слово довольно продуктивное, от него образуются новые слова. А не ушло ли что-то из нашего представления о счастье благодаря изменению состава слова?.. Не слишком ли просто мы понимаем счастье?..Хорошо ли, комфортно ли живется в языке самому слову «счастье», какими грамматическими признаками оно обладает? Чтобы это узнать, мы открываем следующую страничку, морфологическую.Рассмотрим слово «счастье» с точки зрения морфологии. К какой части речи относится и какими грамматическими категориями обладает это слово?Счастье – сущ., неодушевленное, нарицательное, ср. р., 2-е скл., только ед. ч., в Им. п.Вывод: особенностью морфологических признаков является то, что это слово не имеет формы множественного числа.Как вы думаете, часто ли мы употребляем слово «счастье» в речи? (Частота употребления слова «счастье» составляет 23098 раз приблизительно на 300 млн слов.)Ребята, посмотрите на доску. (Там открыты названия разделов языкознания.)На доскефонетикалексикаэтимологияморфемикасловообразованиеграмматикаЧто это? Почему их так много?Чтобы составить характеристику слова, нарисовать его лингвистический портрет, мы обратились ко всем разделам языкознания, потому что наш язык – это огромная, стройная система, в которой все взаимосвязано. Каждый элемент системы имеет свое определенное место. Слово – это основная единица языка, часть этой системы.Наша встреча подходит к концу, нам осталось заполнить последнюю страничку паспорта – портрет. Вернемся к вопросу, заданному темой занятия. Представьте, что само счастье у вас бы спросило: «Что в имени тебе моем?» Что бы вы ему ответили?Составление фотоколлажа. На доске лист со словом «счастье». Дети выбирают из предложенных картинок ту, которая наиболее соответствует их представлению о счастье, и прикрепляют на лист с помощью магнита.Учитель: Удалось ли вам составить портрет слова?Ответы детей.Учитель: Итак, мы сегодня описали только одно слово. А разве одно слово только в русском языке? Все ли слова важны? Как нужно относиться к словам, а значит, и языку?Ответы детей.Учитель: И помните слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!»Литература1. Толковый словарь русского языка. / под ред. Д.Н.Ушакова. – М., 2000.2. Н.М.Шанский. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. – М., 2004.3. http://e-libra.ru/books/347389-soglyadataj-sbornik.html4. http://www.runivers.ru/lib/book3178​Вера НИКИФОРОВА, учитель русского языка и литературы Бежаницкой средней школы Псковской области, учитель года Псковской области-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте