Под эгидой Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области прошла конференция «Актуальные проблемы социальной безопасности». Ее участники сошлись во мнении, что обеспечение и защита государством прав граждан, гарантированных Конституцией, – необходимое условие социальной стабильности общества и поддержки населением проводимых реформ.
Для того чтобы своевременно выявлять скрытые угрозы в сфере социальной безопасности, участники конференции предложили создать систему мониторинга, которая позволила бы отслеживать происходящие в обществе процессы.
Не менее важно, по их мнению, разработать и утвердить Доктрину социальной безопасности РФ, которая стала бы основой для формирования государственной политики в этой области. Такая Доктрина могла бы дать ориентиры для подготовки различных социальных проектов и целевых программ, предоставить реальные возможности для выработки критериев социальной экспертизы тех или иных законопроектов.
Анатолий САВИЧ, руководитель Центра социальных и промышленных технологий:
– Сегодня я нередко слышу вопрос: «А что такое социальная безопасность?». Ответить на него довольно сложно. Отчасти потому, что вообще о безопасности – национальной, экономической, информационной – в России говорят. О социальной – очень редко.
В зарубежной практике под социальной безопасностью понимается, как правило, комплекс факторов, связанных с человеком, средой его обитания, с понятием «качество жизни». К разговорам о качестве жизни россиян мы, судя по всему, пока не готовы. Хотя о социальной безопасности время от времени речь ведем.
Понятие «социальная безопасность» начало осмысливаться в России после принятия в марте 1992 года Закона РФ «О безопасности», в котором оно рассматривалось как «состояние защищенности важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Под «жизненно важными интересами» при этом понималась «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства». Иными словами, безопасность рассматривалась как комплексная величина, связанная с наличием опасностей и угроз.
Но наиболее полно суть этого понятия была раскрыта в Концепции национальной безопасности, принятой в январе 2000 года. В ней говорилось, что «угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы». При этом последствиями глубокого социального кризиса считалось «резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения». То есть сущность социальной безопасности в настоящее время определяется как одно из направлений национальной безопасности, как состояние социальной сферы и институтов власти, при котором обеспечиваются конституционные права граждан, социальная направленность экономики и проводимых реформ.
Но, как показывает практика, в приоритетной защите нуждается именно человек: человек-личность как изначальная ячейка общества и человек-гражданин как основа государства. Ведь отсутствие безопасности гражданина ограничивает и возможность обеспечения безопасности государства. В свою очередь, неудовлетворенность интересов человека-личности становится предпосылкой угроз обществу – либо через рост социальной напряженности, либо через социальную депрессию и, как следствие, постепенную депопуляцию населения.
В статье 7 Конституции РФ сказано, что Россия – социальное государство. Это означает, что государство должно обеспечивать каждому гражданину достойные условия существования, социальную защищенность, одинаковые стартовые возможности в реализации жизненных целей и всестороннем развитии личности. Однако на практике конституционные обязательства государства перед своими гражданами пока еще далеки от выполнения.
По определению научного руководителя Высшей школы экономики В.Ясина, в современной России создано «виртуальное социальное государство», поскольку из-за недостатка финансирования и популизма властей ни одна из социальных функций государства не реализуется в соответствии с законом. Однако, на мой взгляд, нельзя все причины социального кризиса искать только в недостатке финансовых средств и популизме властей.
Причины кризиса еще и в том, что уже на начальном этапе реформ государство фактически самоустранилось от решения проблем в социальной сфере. Его деятельность свелась к поддержке наиболее незащищенных слоев населения: пенсионеров, инвалидов, ветеранов и так далее. Несмотря на предвыборные лозунги о строительстве «социального государства» и «социально ориентированной экономики» практически не предпринималось действенных мер против обнищания большей части населения.
Между тем государство, которое обеспечивает защиту интересов всех или подавляющего большинства граждан, обладает более высоким уровнем национальной безопасности, чем государство, которое опирается на незначительную по численности политическую элиту.
В таком государстве интересы Конституции практически тождественны с интересами правящей верхушки и защищаются довольно решительно всеми доступными методами. Можно вспомнить пример, когда такое государство вынуждено было широко использовать репрессивные меры, включая жесткое подавление инакомыслия, преследование любой критики и проявления недовольства политическим режимом. Отсюда следует предположение, что понятие социальной безопасности во многом субъективно и в первую очередь зависит от его трактовки властью.
К тому же в разных странах могут быть совершенно различные стандарты жизни. Например, в какой из европейских стран стали бы терпеливо ждать выплаты заработной платы, как в России?
У нас ведется много разговоров о борьбе с бедностью. Уже осуществлена реформа социальных фондов, введена адресная поддержка и так далее. Но до сих пор буксуют переговоры о повышении реальной заработной платы и доходов населения.
Либеральные экономисты нас уверяют: это хорошо, что у нас низкий уровень заработной платы – значит, у нас низкая цена рабочей силы и мы всегда сможем получить западные заказы и новые рабочие места. Однако при этом они умалчивают о том, что уровень заработной платы настолько низок, что не может обеспечить достойное существование работнику и его семье, а, следовательно, расширенное воспроизводство рабочей силы. Мы теряем трудовые и интеллектуальные ресурсы, многие предприятия уже сейчас испытывают дефицит квалифицированных кадров, катастрофически не хватает управленцев всех уровней. Вот это как раз и есть угроза экономической и национальной безопасности.
Социальная безопасность – комплексное понятие. Это не только защищенность социально-экономических интересов граждан, но и готовность всех ветвей власти обеспечивать механизмы реализации этих интересов. Одним из этих механизмов остается социальное партнерство, а гарантами обеспечения социальной безопасности – профсоюзы.
Сегодня главная угроза социальной безопасности в России – чрезвычайно низкий жизненный стандарт. Причем не столько экономический, сколько психологический: социальная апатия и безразличие, и как следствие отсутствие поддержки проводимых реформ приводят к тому, что многие люди теряют смысл жизни, веру в завтрашний день.
В этой ситуации существенно возрастает роль профсоюзов, которые раньше были своего рода проводниками социальной политики государства, а сейчас прикладывают немалые усилия для обеспечения общественного согласия.
На начальном этапе реформ, когда стало нарастать недовольство масс, государство сознательно пошло на введение системы социального партнерства.
До сих пор отечественная система социального партнерства не ограничивается только тарифным регулированием, как в большинстве стран. Через трехсторонние соглашения в России решались многие вопросы, связанные с государственной социальной политикой: устанавливались тарифы на жилье, доплаты пенсионерам и инвалидам, оплачивался летний детский отдых.
Так получилось, что в России профсоюзы оказались единственным социальным институтом, способным представлять и защищать интересы большинства населения, поскольку в стране пока не развит так называемый «гражданский сектор». Из-за низкой правовой грамотности граждан до сих пор нет действенных общественных и общественно-политических организаций, готовых защищать интересы масс, а не узкой группы своего руководства. Поэтому очень опасны попытки ослабить влияние профсоюзов – тем самым может быть разрушен «социальный остов» нашего общества.
Не говоря уже о том, что определенную опасность представляют попытки навязать вместо коллективизма неприсущий российскому гражданину индивидуализм. В частности, в новом проекте Трудового кодекса предлагается усилить роль индивидуальных механизмов регулирования трудовых отношений вместо коллективных, основанных на посредничестве профсоюзов. В нынешних условиях подобные предложения не только не правильны, но и вредны.
Таким образом, уровень социальной безопасности общества сегодня зависит от грамотных действий профсоюзов и от позиции граждан, которые должны понимать: профсоюз не столько материально поддерживает их, сколько защищает их интересы.
Комментарии