Одно из самых ценных приобретений человека – это опыт. Как жизненный, так и профессиональный. Знания и навыки накапливаются в багаж полезной информации и действий. У каждого свое представление о том, когда этот багаж «распаковывать», однако все-таки любопытно, как и где пользуются люди накопленным сокровищем. Мы поинтересовались у петербургских руководителей и педагогов, были ли у них ситуации, когда их педагогический и управленческий опыт использовался вне стен образовательной организации и насколько эффективным было его применение.
Сергей ДАНИЛОВ, директор академической гимназии №56 Петроградского района Санкт-Петербурга:- Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что сложно разделить жизнь, особенно в ситуации, когда очень большое число людей, что с тобой работают, являются твоими друзьями по жизни. Получается, что ты и на работе, и вне ее постоянно находишься среди достаточно большого количества одних и тех же людей. Они тебя хорошо знают, и, в общем-то, все твои знания и умения ими давно воспринимаются как данность.Но если оценивать себя как бы со стороны, то, конечно, профессиональный опыт пригождается во многом. В частности, мы на протяжении многих лет совершаем большие туристические поездки по США на автомобиле. Получается очень интересное путешествие, а планирую, разрабатываю и организовываю его я.Может, это и нескромно, но я уверен, что если в человеке горит искорка лидерства, то она все равно будет во всем проявляться, как в работе, так и в повседневной жизни. Только в этом случае непонятно, что первично. Лидерство было заложено и легло на благодатную почву творческой работы или сформировалось в школе, а потом перешло в жизнь? В любом случае хорошо, когда твое лидерство другим не в тягость. Ведь немало таких ситуаций, когда человек пытается привлечь к себе особое внимание, а это никому не нужно.Александр ГОРШКОВ, первый проректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования:- Безусловно, бывают эпизоды, когда твой опыт, педагогический и руководящий, применим в жизни. Например, когда я чувствую какие-то проявления несправедливости, то могу указать людям на это и попросить их солидарно выступить в защиту. Также одно время часто приходилось защищать детей, поскольку я всегда считал, что не нужно их ограничивать в игре. Например, бывали ситуации на детской площадке, когда ребята играли в футбол и мяч периодически залетал на зеленый газон. Юные футболисты забегали на газон забрать мяч, их ругали за это. А я, наоборот, утверждал, что кричать за это на детей неправильно.Также однажды пришлось повоспитывать персонал одного учреждения культуры. Мы организовывали масштабное мероприятие, и работники данного учреждения обращались к нам безосновательно некорректно. Пришлось с педагогической деликатностью и управленческой убедительностью объяснять, что мы не гости и не нахлебники и что есть договор, согласно которому мы работаем вместе. В результате понукания в наш адрес прекратились. На мой взгляд, педагогу вообще трудно остаться равнодушным в какой-то ситуации, так и тянет применить свои навыки, подготовку, мастерство.Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, директор гимназии №166 Центрального района Санкт-Петербурга:- Могу сказать, что полученный за годы работы опыт приходится применять постоянно, к примеру, при организации какого-нибудь праздника. Конечно, можно сидеть и молчать, но кто-то же должен выступить инициатором интересных игр, бесед, дискуссий и т. д. Мы же не зря проходим командные тренинги, поэтому просто отсидеться трудно. Мы все в той или иной степени связаны с педагогической деятельностью, поэтому применение педагогического опыта в жизни происходит постоянно и уже не замечается. Что касается предметного опыта, то я никогда не вступаю в дискуссию, если слышу споры о политике, об истории. Объясню почему. Зачастую споры возникают на какую-то актуальную, злободневную тему, но это не повод, чтобы оценивать исторические события здесь и сейчас. Для их осмысления должно пройти определенное время. Кроме того, сейчас трудно кого-то в чем-то убедить, каждый держится за свое мнение. Сейчас в споре рождается, увы, не истина, а проблема, а иногда и конфликт.Марина ЗЕЗКОВА, учитель французского языка гимназии №171 Центрального района Санкт-Петербурга:
– Мне кажется, то, что я педагог, проявляется буквально во всем. Даже члены моей семьи часто мне говорят: «Отключись от работы, будь спокойнее». В то же время, думаю, именно мой профессиональный опыт помогает направить в нужное русло процесс воспитания моего ребенка. Я согласна с тем, что ребенок должен быть все время занят, как педагог обладаю информацией об интересных местах, увлекательных экскурсиях, знаю о специализации многих школ и с удовольствием этими знаниями пользуюсь. Мало того, для своих друзей, а мы все приблизительно одного возраста и все с детьми, я со своим опытом тоже становлюсь источником знаний по детской психологии, по специфике той или иной образовательной организации.
Комментарии