search
main
0

Что у Пушкина под подушкой?.. … Выясняли ученики учителей года России, который приехали в Москву, чтобы пять дней поучиться в уникальном образовательном учреждении

Знаете, на Школе есть такая легенда, что Владимир Головнер, координатор программы «Межрегиональная школа учителей года России», приехал в 28-ю московскую школу-интернат на КамАЗе. Оказалось, так много всего нужно для функционирования. Итак, впереди начиналась учеба. Стоп! Минуточку! Почему это «начиналась»? Она же не прерывалась! Только и всего, что привычная нам школа на несколько дней, а именно с 4 по 9 января, поменяла свой привычный облик. Появилось другое здание, вместо кабинетов – обычные комнаты. Вместо парт – кровати. Ступеньки. Вниз. Переход. Холл. Ступеньки. Вверх. Учебный корпус. Так вкратце выглядит место проведения зимней школы учителей года. Директор интерната Нина Калиева уже во второй раз согласилась принять у себя орущие, вопящие, многорукие, многоногие, мешающие спокойному блаженству зимних каникул делегации из Адыгеи, Алтая, Астраханской, Белгородской, Вологодской, Калужской, Новгородской, Нижегородской, Новосибирской, Омской областей. Из городов Тула, Смоленск, Великий Новгород. Республик Карачаево-Черкесия, Коми. Из Краснодарского края и Ханты-Мансийского АО.

Для многих детей слово «школа» ассоциируется с чем-то ужасным, неприятным, где нужно сидеть за партой много часов, отвечать по команде и иногда, пока не видят взрослые, делать то, что хочется. Каникулы же – наоборот, время, когда от школы ребята отдыхают. Что происходит с семилетками за каких-то несколько месяцев от момента, когда они с неуемной познавательной активностью входят в первый класс, до первых каникул, когда на вопрос «в школу хочешь?» получаешь ответ «неа-а»?Пока психологи, учителя и академики ищут ответ на этот вопрос, учителя года России собираются вместе на каникулах, чтобы дать несколько мастер-классов, провести уроки и выступить на «взрослом часе» перед коллегами с каким-то ноу-хау. А ученики, которым от 13 до 17 лет, за возможность поехать на Школу со своим учителем в буквальном смысле слова борются. Кому-то родители ставят условия – «Одна тройка в четверти – останешься дома», другие отправляются на заработки, чтобы найти деньги на дорогу. Школа учителей года при «Учительской газете» вновь распахнула свои двери. В этот раз в Москве при поддержке Центрального округа столицы зимние каникулы провели ребята из 18 регионов страны. Работала при Школе и мастерская журналистики. А вот писать о том, что же на самом деле происходит в таких учебных заведениях, получается лучше всего лет в 15.Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ, руководитель мастерской журналистики

Дед Мороз, Снегурочка и… Сугроб

Первой прилетела делегация из Новосибирской области. Оказывается, если брать билеты за много месяцев до путешествия, то цена меньше, чем на поезде. А иначе и им бы пришлось встречать Новый год в поезде, как, например, алтайской делегации. Экзотично. В саму новогоднюю ночь ребята переоделись в Деда Мороза, Снегурочку, зайца и… Сугроб! В таком виде они обошли всех, поздравляли и дарили конфеты. Адыгейцам с дорогой не повезло капитально. В поезде нещадно дуло из окон. Пришлось делать капитальный ремонт из подручного материала – салфеток и пластиковых бутылок.

Представление делегаций проходило в шикарном зале школы №342. Нас принимала директор – Любовь Хечанова. Прежде чем делегации приступили к рассказу о том, откуда они, слово взяли Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», и Людмила Левина, главный редактор журнала «Химия в школе».

Дальше в путеводителе по зимней школе значилось: «Психолого-педагогическая программа». Название наводит на такие мысли, которые лучше не озвучивать… Но первое мнение частенько обманчиво. Программу вела Лена Шепунова, выпускница Владимира Головнера, которая сегодня учится в Московском государственном лингвистическом университете. Задача – за небольшой период времени познакомить и передружить около 50 учеников зимней школы. Задача выполнена, а я наконец-то нашла людей, которые не любят морскую капусту! Этим же вечером, прибежав домой, я первым делом закричала: «Мама! Я не одна в этом мире!»

Бесконечные уроки

Новый год! Каникулы! Никакой школы! На второй день все эти шаблоны были перевернуты с ног на голову. 5 января в центре Москвы звенели звонки, по коридорам бежали опаздывающие дети, а учителя давали первые уроки в новом году.

«Ему бы в театре играть!» – на счет этого человека наши мнения сошлись единогласно. Его имя – Андрей Успенский, учитель года России-2006, литератор из Череповца. Андрей Геннадьевич показал урок с очень интригующим названием: «Искусство или наука, литература или геометрия». Классу было предложено понять мысли пилота, взлетающего на самолете, поиграть с геометрическими формами, а также разобрать знаменитейшее стихотворение Александра Блока. Да-да, речь идет об учителе русского языка и литературы. Я ничего не путаю.

На мастер-классе у Дмитрия Гущина, победителя конкурса «Учитель года России-2007», математика из Петергофской гимназии Александра II, речь шла о бесконечности. После выступления у Дмитрия Дмитриевича появилась новая кличка «Сир Бесконечность». Вы знаете, что делать, когда в гостиницу, где бесконечно много номеров и уже есть бесконечно много жильцов, заселились еще бесконечно много жильцов? Все просто: «каждый, кто жил в номере n, переехал в номер 2n, все остались жить, и освободилось еще много номеров». Честно говоря, мне кажется, что, кроме Дим Димыча, никто до конца и не понял всех тонкостей этого сложного математического понятия – «бесконечность». Зато математик с потрясающей легкостью описал, с какими проблемами мог столкнуться обыкновенный, всем понятный брадобрей, если упаковать его в математическую задачку. Знаменитый парадокс брадобрея был предложен Бертраном Расселом. Прочитайте внимательно объявление, вывешенное владельцем парикмахерской: «Брею только тех жителей города, кто не бреется сам». Вопрос: кто бреет брадобрея? Если брадобрей бреется сам, то он принадлежит ко множеству тех, кто бреется сам. Но в объявлении утверждается, что брадобрей никогда не бреет тех, кто входит в это множество. Следовательно, он не может брить самого себя. Если же брадобрея бреет кто-нибудь другой, то он принадлежит к числу тех, кто не бреется сам. Но в объявлении сказано, что он бреет всех, кто не бреется сам. Следовательно, никто другой не может брить нашего брадобрея.

Знаете ли вы, что такое точка с точки зрения физики? Материальная точка – это тело. Участники зимней школы обошлись без определения, когда их уложили на разбитые стекла. «Сила есть, ума не надо?!» – так назывался мастер-класс физика из Москвы Сергея Кириллова, который руководит театром Занимательной науки, а в 1998 году стал учителем года столицы. Полопать ненадуваемые воздушные шарики, подуть в шланг с водой, чтобы выяснить, что чем глубже он погружается в жидкость, тем сложнее в него дуть, посидеть на доске с гвоздями…

На острых металлических предметах особенно понравилось восседать Владимиру Головнеру, который рассказал залу, что же такое игра «Московские штучки», в которую предстояло окунуться нам сразу же после обеда.

Столичное ориентирование

Нет. В Москве не столько хамов, как принято думать! Игра «Московские штучки» это доказала. Придумана эта игра была Леной Шепуновой. Цель ее – знакомство со столичной жизнью. Заданий много, и каждое из них требовало от участников вступления во взаимодействие с городской средой. Например, нужно было найти в ГУМе самую дорогую пару обуви и сфотографировать ее, желательно в момент примерки. Групп было много, вскоре продавцы дорогих бутиков не выдержали: «Вы уже третьи, кто заходит, меряет, фотографирует и ничего не покупает!». Еще бы – сапоги стоили 61000 рублей.

На станции «Третьяковская» надо было разыскать памятник, называемый «Дети – жертвы пороков взрослых». Кто-то сказал, что этот памятник совсем недалеко от знаменитой Третьяковской галереи. Мороз -10; памятник оказался далеко. Дошли. А дальше дело техники – отвлечь охранника, отсчитать седьмую статую и запечатлеть на фотоаппарат… Зачтено.

Астраханской делегации можно поставить «отлично» за переговорные технологии, которые понадобились на катке в Парке Горького. Ведь бесплатно померить коньки обычно не дают. Но не в этом случае… Примерили. Щелкнул объектив. Еще один зачет.

В итоге победила сводная команда «НАС» из Новосибирска, Адыгеи и Смоленска, которая набрала больше всего баллов.

Внимание, розыгрыш!

В любой школе должно быть чуточку переполоха, капелька смеха, грамм шутки и, конечно, приколы. Конкретизирую – обязательно над учителем. На заседании редколлегии было решено довести до кипения троих учителей, понаблюдать, как они будут «кипеть», и описать все это в статье. Важно – в течение дня подходить к человеку и задавать один и тот же вопрос. Географу из Белгородской области Галине Монаковой мы придумали вопрос «Чем холмы от сопок отличаются?». У химика Владимира Нодаровича спрашивали формулу зубной пасты. А у Андрея Успенского – «Что хранил Пушкин под подушкой?» И если на первые два вопроса мы получили точные ответы, то у Успенского они каждый раз были разные.

Вначале он сообщил, что там хранилась кровать. Потом выяснилось, что спал Пушкин в 5 минутах ходьбы от нашей школы, недалеко от храма на Елоховской улице, где его крестили, а под подушкой у поэта была простыня! Рассказывал Успенский и про бакенбарды, и про клей для того, чтобы их приклеивать, и про талисман, с которым он изображен на портрете Тропинина. Обсуждался и вариант с чернильницей. Когда поэта посещала муза, то он выдергивал перо из подушки, хватал чернила и писал. Но с утра приходила прачка и все забирала в стирку. Потому мы и не знаем большинство шедевров Пушкина. Может быть, там хранилась роза, которая упоминалась в мемуарах няни, а может, и ромашка без четырех лепестков, на которой он гадал на Наталью Гончарову в то время, когда она не была еще его женой. Хотя, кто знает, может быть, под первой подушкой он хранил вторую подушку.

– Только т-с-с-с-с, это секрет! – сообщил Успенский последнему ученику и отправился отдыхать.

Татьяна ЖАРКОВА, 10-й класс, школа №1259

В актовом зале

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте