search
main
0

Что-то стало меняться во взглядах…

Владимир Баженов, директор школы N 28 г. Краснодара:
– Концепция неплохая, но главное – это как она будет реализована, какими станут конкретные программы и финансирование. В любых докладах в последние годы мы слышим восторженные речи о гуманизации, гуманитаризации образования. А чуть позже – жалобы на то, что ухудшились знания школьников по математическим и естественным дисциплинам. Но это и есть следствие политики гуманитаризации! За последние годы вместо четырех-пяти уроков физики в неделю у старшеклассников осталось по два. Разве их знания могут остаться на прежнем уровне?
Да, у выпускников появилось право выбирать экзамены. И что же они теперь сдают? Из нынешних пятидесяти выпускников у нас математику устно не выбрал никто, химию – один, физику – одиннадцать, зато географию и ОБЖ – по тридцать, астрономию и физкультуру – по двадцать пять ребят… Так что с такой гуманизацией общий уровень образования ухудшается.
Теперь все стремимся к единому экзамену. Мы ведь и раньше работали с тестами, но это всегда был вспомогательный материал в обучении. Проблема в том, что тесты не требуют глубины знаний. Мы сведем образование к поверхностным знаниям по всем предметам. Предсказать, на что педагоги станут жаловаться через несколько лет? Что дети перестали логически мыслить, разучились делать выводы. А ведь мы уже сегодня сталкиваемся с тем, что дети не умеют говорить, связно излагать свои мысли.
Хотя в переходе на единый экзамен, называя вещи своими именами, есть шкурный интерес: денежные потоки платы родителей за репетиторство перераспределятся в школу. А ребенку он даст возможность одновременно послать свои оценки в несколько вузов, стандартизировать знания.
Главной проблемой продолжает оставаться финансирование. Что делать школе? Может быть, попробовать зарабатывать деньги, к примеру, платными образовательными услугами?
Но сегодня одни учителя этого полностью не приемлют, а другие просто берут деньги и ставят хорошие оценки. Что-то стало меняться и во взглядах родителей: все чаще они не верят, что бесплатное – значит хорошее. Когда весной мы организовали в школе подготовительные занятия для будущих первоклассников, некоторые родители узнавали о бесплатном обучении и уходили в школы, где надо было платить.
Думаю, учитель должен обязательно вести уроки, факультатив, консультации, а если захочет, может в дополнение к этому оказывать платные услуги. Но налоги здесь должны быть совсем исключены или напрямую перечисляться на счет школы.
Коли нет у государства достаточных денег, давайте вспомним известный лозунг советских руководителей прежних лет: “Дайте свободу!”. А пока только параллельно идут директивы: запретить и обязать. Запретить сдавать помещения в аренду, заниматься коммерческой деятельностью, собирать деньги с родителей и в то же время обязать содержать школу в порядке, подключаться к интернету… Как совместить эти несовместимые вещи?
Правда, сейчас подсказывают выход: создавайте попечительские советы и идите клянчить деньги. Но если бы чиновники, которые это настоятельно рекомендуют, стали членами попечительского совета и отдавали часть зарплаты детям, тогда их советы имели бы смысл. Потому что так же, как и они, свою зарплату, то есть часть прибыли предприятий, никто не хочет отдавать другим.
В нынешних условиях государство должно отказаться от монопольного права на учредительство школы. Пусть решающий пакет акций, как в акционерных обществах, останется за муниципалитетом, а остальные получат родители, учителя, предприятия. И вложенные в образование средства, к примеру, освободить от налогов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте