Задачи урока: 1. Познакомить учеников с произведением поэта. 2. Выявить идейно-художественное своеобразие стихотворения С.А.Есенина «Топи да болота…». 3. Развивать навыки выразительного чтения, образного мышления, анализа стихотворного текста. 4. Воспитывать бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические чувства учащихся.
2. Сравните стихотворение « да болота…» с другими стихотворениями автора. В чем сходство, а в чем различие этих произведений?- начьте основные темы его творчества.
Оборудование урока
1. Мультимедиацентр, презентация урока на CD.
2. Аудиопроигрыватель.
3. Кассета с записью Кенни Джи «Eternal light».
4. Листы цветного (золотого и синего) картона.
5. Картины В.Поленова «Золотая осень» и М.Нестерова «Осенний пейзаж», портрет писателя.
6. Индивидуальные листы с домашним заданием.
Ход урока
Актуализация темы
Учитель: На прошлом уроке вы начали одну из красивейших тем в учебнике литературы за 7-й класс.
– Чему она посвящена?
– С творчеством каких поэтов вы уже познакомились?
– Чьи строки захотелось перечитать еще раз?
– Чем затронули строки этого автора?
– Может быть, кому-то захотелось выучить их наизусть? Давайте послушаем!
– Как вы думаете, почему практически каждый русский поэт и писатель посвящает свои произведения родной земле?
– Почему же тогда сторона, которой так гордится каждый из художников слова, названа «ТИХОЙ»?
Работа с эпиграфом и портретом поэта
Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока станут следующие строки. Давайте их прочтем:
Много дум я в тишине
продумал,
Много песен про тебя
сложил…
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал
и жил!
– О чем эти строки?
– Чему посвящены?
– Что вы можете сказать об их авторе?
– Каким рисуется этот человек, каким вы его представляете?
– Кто-то узнал автора этого отрывка?
Открывается портрет Сергея Есенина.
Учитель: «Самый русский, самый нежный, самый проникновенный и душевный, самый народный поэт Сергей Есенин!»
– Что вы помните о нем? (Уроженец Рязанской губернии, крестьянский поэт, который удивлял современников тем, что выходил на природу с листком и карандашом, как художник с мольбертом, чтобы запечатлеть неповторимые, но легко узнаваемые строки, образы, темы…)
– Какие произведения читали ранее?
– Может быть, кто-то прочтет наизусть? Давайте послушаем!
Тема нашего урока «Мысли и чувства, рожденные стихотворением С.Есенина «Топи да болота…»
Цель: прочитаем стихотворение. Определим, каковы особенности этого поэтического текста; какие мысли и чувства автор передает нам, читателям?
Включается запись инструментальной пьесы Кенни Джи «Eternal light» (Вечный свет) (2,48 минуты). Эмоциональное прочтение стихотворения.
Учитель: Что вы испытали, слушая стихотворение поэта?
– Каково настроение произведения?
– Что помогло это почувствовать?
– Как бы вы назвали эту есенинскую зарисовку? Свой ответ аргументируйте.
Работа над идейно-художественным своеобразием произведения.
Учитель: Определите размер стиха. (Ямб.)
– Почему, по-вашему, избран именно ямб?
– Какой темп он рождает?
Две трети стихотворений русской поэзии написаны ямбом – самым популярным двусложным стихотворным размером. Он помогает авторам передать спокойствие и величавость запечатленных картин, создать размеренный, неторопливый ритм, а нам – подобрать необходимую правильную интонацию.
– Какова композиция стихотворения? В нем всего 4 строфы! А какой смысл!
– Какие картины вы увидели?
– О каком времени года идет речь? Докажите это словами Есенина.
– Я полюбил это время года в Таганроге. Обожал бродить в кленовой аллее возле вокзала, подбрасывая ногами яркие листья, слушать их шорох и тишину. А что значит осень для вас?
– Какие краски в стихотворении? Приведите примеры.
– Это любимые есенинские тона. Что они, по-вашему, символизируют? Какие ассоциации рождают?
– Если бы вы иллюстрировали это произведение, какую палитру бы использовали? Аргументируйте свой выбор.
Сравнение художественных и словесных полотен.
Учитель: Сравните картину, запечатленную Сергеем Есениным, с картинами двух русских художников – Михаила Нестерова и Василия Поленова. Что роднит эти произведения искусства?
– Какая из картин понравилась больше? Почему?
– Какая из картин иллюстрирует произведения поэта лучше (ведь в искусстве нет и не может быть «двойников»!)? Объясните свой ответ.
– Что сильнее в картине: горизонталь или вертикаль?
– Какие краски использованы в полотнах?
– Какое настроение рождают эти тона?
– Как художники относятся к осени?
Работа над звуковой стороной произведения.
Учитель: Какими звуками наполнена эта картина? Найдите их в тексте.
– Какое слово кажется вам необычным? (Вззвенивает.) Почему? Как вы его понимаете? Что помогает понять значение слова?
(Приставка «вз» со значением движения вверх, звук, который издает лес, уходит в небеса.)
– Какой это звук?
– Если бы вы озвучивали эту картину, какая бы пьеса у вас получилась? Охарактеризуйте ее.
Работа над изобразительными средствами стихотворения.
Учитель: А как же автор передает свое отношение к родному краю? Попробуем найти изобразительные средства в стихотворении. Что называют изобразительными средствами? Для чего они используются авторами?
ЭПИТЕТЫ: синий плат, хвойная позолота, посвист ветряной, край забытый, край родной.
– Как вы понимаете эти выражения?
– Из какого языка эти слова? Докажите это.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: снится елям, слухают ракиты, лесные кудри.
– Что изменилось бы в картине, убери Есенин из нее эти образы?
– Какие ассоциации рождают «спящие ели», «лесные кудри»?
– Объясните выражение «слухают ракиты». Что такое «ракита»? (Ива.)
– Для чего, по-вашему, использована просторечная форма «слухают»?
– Что автор подчеркивает этим?
МЕТАФОРЫ: плат небес.
– Почему небо как бы в платке?
– На что похоже есенинское небо?
– Где чувствуется Русь острее? А в городе уместно «небо в платке»?
– Какой образ вы, городские жители, использовали бы для неба?
Как же поэт относится к своей родине? Какие мысли и чувства передает с помощью этих изобразительных средств?
Работа над лексико-семантическим составом стихотворения.
Учитель: Мы узнали об образах в стихотворении. Давайте поработаем над лексическим значением некоторых слов. Объясните их значения:
Гомон
Тенькает
Косарь
Обоз
Суховатый
– Каково происхождение этих слов?
– Почему автор пользуется именно этими словами? Что этим подчеркивается?
– Каковы чувства поэта? Как он относится к русскому языку?
Выразительное чтение строфы.
Учитель: Перечитайте последнюю строфу стихотворения. Проинтонируйте так, чтобы стали ясны чувства Есенина.
– Что помогло вам понять настроение поэта?
– Что вы услышали в восклицании?
– Какую роль, по-вашему, играет эта строфа в композиции стихотворения?
– Какова же идея произведения?
– Найдите сходства в эпиграфе и стихотворении. Отчего счастлив поэт? Какие мысли и чувства передает нам, читателям, всем своим творчеством? Как следует говорить о родине?
Домашнее задание (на выбор).
1. Если вам понравилось стихотворение С.Есенина, выучите его наизусть. Помните об интонации, ритме и мелодике стиха!
2. Сравните стихотворение «Топи да болота…» с другими стихотворениями автора. В чем сходство, а в чем различие этих произведений?
3. Передайте свои мысли, чувства в миниатюре о своем родном крае. Не забудьте про средства, делающие ваши работы красивыми и неповторимыми!
4. Передайте свои ощущения от любимого уголка природы в картине любого жанра. Помните о красках, которые передают отношение к родной стороне!
Подведение итогов урока.
Учитель: Что нового вы узнали на уроке сегодня?
– Какие предложения, замечания вы хотели бы высказать?
– Открылся ли для вас С.Есенин по-новому? Как именно?
– Обозначьте основные темы его творчества.
Игорь АПОЛЬСКИЙ, учитель русского языка и литературы развиленской средней школы №9 Ростовской области
Комментарии