search
main
0

Что там слухают ракиты? Урок литературы в 7-м классе на тему «Мысли и чувства, рожденные стихотворением Сергея Есенина «Топи да болота…»

Задачи урока: 1. Познакомить учеников с произведением поэта. 2. Выявить идейно-художественное своеобразие стихотворения С.А.Есенина «Топи да болота…». 3. Развивать навыки выразительного чтения, образного мышления, анализа стихотворного текста. 4. Воспитывать бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические чувства учащихся.

2. Сравните стихотворение « да болота…» с другими стихотворениями автора. В чем сходство, а в чем различие этих произведений?- начьте основные темы его творчества.

Оборудование урока

1. Мультимедиацентр, презентация урока на CD.

2. Аудиопроигрыватель.

3. Кассета с записью Кенни Джи «Eternal light».

4. Листы цветного (золотого и синего) картона.

5. Картины В.Поленова «Золотая осень» и М.Нестерова «Осенний пейзаж», портрет писателя.

6. Индивидуальные листы с домашним заданием.

Ход урока

Актуализация темы

Учитель: На прошлом уроке вы начали одну из красивейших тем в учебнике литературы за 7-й класс.

– Чему она посвящена?

– С творчеством каких поэтов вы уже познакомились?

– Чьи строки захотелось перечитать еще раз?

– Чем затронули строки этого автора?

– Может быть, кому-то захотелось выучить их наизусть? Давайте послушаем!

– Как вы думаете, почему практически каждый русский поэт и писатель посвящает свои произведения родной земле?

– Почему же тогда сторона, которой так гордится каждый из художников слова, названа «ТИХОЙ»?

Работа с эпиграфом и портретом поэта

Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока станут следующие строки. Давайте их прочтем:

Много дум я в тишине

продумал,

Много песен про тебя

сложил…

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал

и жил!

– О чем эти строки?

– Чему посвящены?

– Что вы можете сказать об их авторе?

– Каким рисуется этот человек, каким вы его представляете?

– Кто-то узнал автора этого отрывка?

Открывается портрет Сергея Есенина.

Учитель: «Самый русский, самый нежный, самый проникновенный и душевный, самый народный поэт Сергей Есенин!»

– Что вы помните о нем? (Уроженец Рязанской губернии, крестьянский поэт, который удивлял современников тем, что выходил на природу с листком и карандашом, как художник с мольбертом, чтобы запечатлеть неповторимые, но легко узнаваемые строки, образы, темы…)

– Какие произведения читали ранее?

– Может быть, кто-то прочтет наизусть? Давайте послушаем!

Тема нашего урока «Мысли и чувства, рожденные стихотворением С.Есенина «Топи да болота…»

Цель: прочитаем стихотворение. Определим, каковы особенности этого поэтического текста; какие мысли и чувства автор передает нам, читателям?

Включается запись инструментальной пьесы Кенни Джи «Eternal light» (Вечный свет) (2,48 минуты). Эмоциональное прочтение стихотворения.

Учитель: Что вы испытали, слушая стихотворение поэта?

– Каково настроение произведения?

– Что помогло это почувствовать?

– Как бы вы назвали эту есенинскую зарисовку? Свой ответ аргументируйте.

Работа над идейно-художественным своеобразием произведения.

Учитель: Определите размер стиха. (Ямб.)

– Почему, по-вашему, избран именно ямб?

– Какой темп он рождает?

Две трети стихотворений русской поэзии написаны ямбом – самым популярным двусложным стихотворным размером. Он помогает авторам передать спокойствие и величавость запечатленных картин, создать размеренный, неторопливый ритм, а нам – подобрать необходимую правильную интонацию.

– Какова композиция стихотворения? В нем всего 4 строфы! А какой смысл!

– Какие картины вы увидели?

– О каком времени года идет речь? Докажите это словами Есенина.

– Я полюбил это время года в Таганроге. Обожал бродить в кленовой аллее возле вокзала, подбрасывая ногами яркие листья, слушать их шорох и тишину. А что значит осень для вас?

– Какие краски в стихотворении? Приведите примеры.

– Это любимые есенинские тона. Что они, по-вашему, символизируют? Какие ассоциации рождают?

– Если бы вы иллюстрировали это произведение, какую палитру бы использовали? Аргументируйте свой выбор.

Сравнение художественных и словесных полотен.

Учитель: Сравните картину, запечатленную Сергеем Есениным, с картинами двух русских художников – Михаила Нестерова и Василия Поленова. Что роднит эти произведения искусства?

– Какая из картин понравилась больше? Почему?

– Какая из картин иллюстрирует произведения поэта лучше (ведь в искусстве нет и не может быть «двойников»!)? Объясните свой ответ.

– Что сильнее в картине: горизонталь или вертикаль?

– Какие краски использованы в полотнах?

– Какое настроение рождают эти тона?

– Как художники относятся к осени?

Работа над звуковой стороной произведения.

Учитель: Какими звуками наполнена эта картина? Найдите их в тексте.

– Какое слово кажется вам необычным? (Вззвенивает.) Почему? Как вы его понимаете? Что помогает понять значение слова?

(Приставка «вз» со значением движения вверх, звук, который издает лес, уходит в небеса.)

– Какой это звук?

– Если бы вы озвучивали эту картину, какая бы пьеса у вас получилась? Охарактеризуйте ее.

Работа над изобразительными средствами стихотворения.

Учитель: А как же автор передает свое отношение к родному краю? Попробуем найти изобразительные средства в стихотворении. Что называют изобразительными средствами? Для чего они используются авторами?

ЭПИТЕТЫ: синий плат, хвойная позолота, посвист ветряной, край забытый, край родной.

– Как вы понимаете эти выражения?

– Из какого языка эти слова? Докажите это.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: снится елям, слухают ракиты, лесные кудри.

– Что изменилось бы в картине, убери Есенин из нее эти образы?

– Какие ассоциации рождают «спящие ели», «лесные кудри»?

– Объясните выражение «слухают ракиты». Что такое «ракита»? (Ива.)

– Для чего, по-вашему, использована просторечная форма «слухают»?

– Что автор подчеркивает этим?

МЕТАФОРЫ: плат небес.

– Почему небо как бы в платке?

– На что похоже есенинское небо?

– Где чувствуется Русь острее? А в городе уместно «небо в платке»?

– Какой образ вы, городские жители, использовали бы для неба?

Как же поэт относится к своей родине? Какие мысли и чувства передает с помощью этих изобразительных средств?

Работа над лексико-семантическим составом стихотворения.

Учитель: Мы узнали об образах в стихотворении. Давайте поработаем над лексическим значением некоторых слов. Объясните их значения:

Гомон

Тенькает

Косарь

Обоз

Суховатый

– Каково происхождение этих слов?

– Почему автор пользуется именно этими словами? Что этим подчеркивается?

– Каковы чувства поэта? Как он относится к русскому языку?

Выразительное чтение строфы.

Учитель: Перечитайте последнюю строфу стихотворения. Проинтонируйте так, чтобы стали ясны чувства Есенина.

– Что помогло вам понять настроение поэта?

– Что вы услышали в восклицании?

– Какую роль, по-вашему, играет эта строфа в композиции стихотворения?

– Какова же идея произведения?

– Найдите сходства в эпиграфе и стихотворении. Отчего счастлив поэт? Какие мысли и чувства передает нам, читателям, всем своим творчеством? Как следует говорить о родине?

Домашнее задание (на выбор).

1. Если вам понравилось стихотворение С.Есенина, выучите его наизусть. Помните об интонации, ритме и мелодике стиха!

2. Сравните стихотворение «Топи да болота…» с другими стихотворениями автора. В чем сходство, а в чем различие этих произведений?

3. Передайте свои мысли, чувства в миниатюре о своем родном крае. Не забудьте про средства, делающие ваши работы красивыми и неповторимыми!

4. Передайте свои ощущения от любимого уголка природы в картине любого жанра. Помните о красках, которые передают отношение к родной стороне!

Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке сегодня?

– Какие предложения, замечания вы хотели бы высказать?

– Открылся ли для вас С.Есенин по-новому? Как именно?

– Обозначьте основные темы его творчества.

Игорь АПОЛЬСКИЙ, учитель русского языка и литературы развиленской средней школы №9 Ростовской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте