search
main
0

Что такое взаимный диктант. А – говорит, В – пишет

История школы и системы образования – это два этапа или две стадии развития педагогического процесса. Первый – индивидуальный способ обучения (ИСО), в основе которого лежал парно-индивидуальный метод обучения (примерно до XVI-XVII веков). Второй – групповой способ обучения (ГСО), в основе которого было и пока остается применение группо-парно-индивидуального метода. Общеизвестно, что переход от метода средневекового (то есть парно-индивидуального) к ГСО был объективной необходимостью, закономерностью, обусловленной развитием общества.

Есть все основания считать, что и переход от ГСО (т.е. группо-парно-индивидуального метода) к КСО (коллективно-группо-парно-индивидуальному методу) есть тоже объективная закономерность. Будущая школа, соответствующая потребностям современного общества, интересам всех народов и государств мира, а также природе и потребностям подрастающих поколений, обеспечивая их всестороннее развитие и подготовленность жить и плодотворно работать во взрослой среде, есть школа коллективно-группо-парно-индивидуального метода (т.е. школа КСО). Инновационными школами можно считать только те школы, в которых происходит переход от ГСО к КСО. Этот вывод очевиден, если мы поняли закономерность такого перехода.

КСО – это не отдельная педтехнология, как, например, технология перспективно-опережающего обучения С.Н.Лысенковой или технология укрупненных дидактических единиц П.М.Эрдниева. КСО – это новая педагогическая эпоха с бесконечным количеством новых – еще невиданных и, может быть, даже невообразимых для современных педагогов – образовательных технологий, методик и систем. Уже в наши дни в разных школах учителя младших и старших классов применяют и совершенствуют несколько десятков методик коллективных учебных занятий (КУЗ). Эти методики или, как стало модно выражаться, педагогические технологии мы разделили на две группы:

1) методики сотрудничества учащихся «по горизонтали»;

2) методики сотрудничества учащихся «по вертикали».

Методики сотрудничества учащихся «по горизонтали» начали разрабатывать с 1918 года, когда А.Г.Ривин в местечке Корнин (в 30 км от Киева) стал впервые практиковать учебные занятия в парах сменного состава.

Методики или технологии сотрудничества учащихся «по вертикали» появились в первой половине 90-х годов прошлого столетия. Они были мной разработаны и впервые апробированы в школе № 21 г.Красноярска (1992-1993 учебный год) и в школе №6 г.Лангепаса Тюменской области (1993-1994 учебный год). Затем эти методики были использованы, проверены и совершенствовались во многих школах Красноярска и Красноярского края, Якутии, Новокузнецка, Санкт-Петербурга, Омска, Казахстана.

Практически организовать сотрудничество учащихся «по горизонтали» гораздо проще. Поэтому учителя сначала обучают своих учеников работать в парах сменного состава. Применяя простейшие методики: методику взаимных диктантов, методику М.Г.Булановской, работу в парах сменного состава по карточкам или вопросникам и др.

При взаимных диктантах сначала свой текст ученик А диктует, а ученик В пишет. Потом ученик В диктует свой текст, а ученик А записывает. После этого оба ученика вместе проверяют каждый диктант, подчеркивая (не исправляя) допущенные ошибки. Проводится работа над ошибками, сопровождаемая воспроизведением соответствующих правил. Ученики обмениваются текстами диктантов, и происходит обмен партнерами. Ученик А в новой паре по тексту, полученному от ученика В, становится обучающим (диктующим), и цикл работы повторяется. Аналогично происходит занятие с учениками первого класса по методике М.Г.Булановской: у каждого из учеников класса свой текст (рассказ или стихотворение), и, работая в парах, ученики зачитывают друг другу эти тексты, чаще всего обмениваются ими и затем, получив от партнера (соученика) новый текст, встречаются с новым партнером. Методика М.Г.Булановской и методика взаимных диктантов могут быть разными (многое зависит от указаний учителя), но организация, структура совместной работы во всех случаях одинаковы и могут быть выражены такой простейшей схемой:

На этой схеме показано, что ученик А по своей теме обучает и проверяет ученика В, а ученик В по своей теме обучает и проверяет ученика А. После этого могут происходить обмен темами (текстами), распад пары и дальнейшая работа с новым партнером.

Такое сотрудничество учащихся мы назвали «сотрудничество по горизонтали», так как оно построено на взаимообразном обучении друг друга) и каждый может работать с каждым, не затрудняясь с выбором партнера. Учителями разработаны уже разные методики сотрудничества учащихся «по горизонтали», и они довольно подробно описаны нами и нашими коллегами, учениками и последователями. В настоящее время наиболее популярными являются:

1) методика А.Г.Ривина;

2) методика, обратная ривинской (МОР или ОМР);

3) методика взаимных диктантов;

4) разные методики работы по карточкам;

5) методика М.Г.Булановской;

6) методика взаимообмена заданиями (ВОЗ);

7) методика доводящих карточек;

8) мурманская методика (ММ);

9) методика Ривина-Баженова;

10) методика разучивания стихотворений;

11) методики изучения иностранных языков и т.д.

Сотрудничество учащихся «по вертикали» связано с гораздо большими осложнениями, так как оно с первых шагов его организации предполагает радикальные перемены во всем учебно-воспитательном процессе. Особенно большие сложности возникают в начале – на старте. Поэтому начало имеет даже особое название – «запуск». Сотрудничество учащихся «по вертикали» происходит тогда, когда в парах работают ученики, имеющие не просто разные темы, а каждый из них изучает разные темы программного материала: один из них обгоняет другого на одну, две, а иногда и десять-двенадцать и больше тем. Это значит, что один из участников парной работы является учителем, а другой – учеником. Между ними нет взаимного (взаимообразного) обучения. Напротив, первый (идущий по программе впереди) обучает и проверяет второго, а второй не может обучать и проверять первого, так как он от него отстает, хотя такое отставание может быть временным. Нередки случаи, когда отстающий ученик, приложив больше усилий, догоняет и опережает своего «учителя», тогда их роли меняются: бывший ученик становится учителем, а бывший учитель – учеником. Их взаимоотношения можно выразить схемой:

Ученики А, С и Е в данный момент опережают учеников В, Д и F, следовательно, они обучают (объясняют новый материал) и проверяют учеников В, Д и F. Если в классе сотрудничество «по вертикали» происходит длительное время, то все ученики класса выстраиваются в длинную цепочку-лесенку. Так как у разных учеников темп продвижения вперед разный, то через какое-то время одни ученики (преуспевающие) становятся лидерами и сравнительно быстро могут освоить всю программу данного года обучения. Другие в это время продолжают изучать темы программы, расположенные где-то в середине, третьи, которые по разным причинам задержались, все еще находятся в начале пути. Мы в таких случаях разбивали всех учащихся класса на три подгруппы так, чтобы эти подгруппы были в основном равносильными, чтобы в них были лидеры, заканчивающие изучение программы данного года обучения, и аутсайдеры. Пусть латинские буквы A,B,C обозначают учеников, а цифры – параграфы учебника. Тогда весь класс учащихся по темам изучения программного материала будет выглядеть так:

I подгруппа II подгруппа III подгруппа

A1 §40 B1 §40 C1 §39

A2 §38 B2 §39 C2 §38

A3 §35 B3 §32 C3 §36

A4 §32 B4 §31 C4 §33

A5 §26 B5 §28 C5 §32

A6 §22 B6 §25 C6 §30

A7 §21 B7 §23 C7 §24

A8 §19 B8 §20 C8 §18

Если в учебнике всего 40 параграфов, то ученики A1,B1,C1 уже заканчивают изучение программы данного года обучения, ученикам A4,B4,C4 остается изучить по учебнику 7-9 тем, а ученикам A8,B8,C8 предстоит еще проработать больше половины учебной программы. Такое положение в классе может образоваться в середине учебного года: в декабре, январе или в феврале.

Такова принципиальная сторона вопроса сотрудничества учащихся друг с другом.

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте