Новый стандарт говорит о результатах образования в области ИКТ. ИКТ-компетентность выпускника начальной школы фигурирует в качестве задачи «Столичного образования-5». Давайте посмотрим, каких результатов мы уже достигаем в рамках эксперимента (экспериментальные площадки «Развивающая среда начальной школы», «Школьное информационное пространство») в десятках (а в некоторых случаях – в единицах) школ, ведь именно они основа для достижения ИКТ-компетентности в масштабах всей системы образования.
В начальной школе ученик собирает по своей инициативе, по заданию учителя или в рамках коллективного проекта информацию об окружающей природе, жизни людей, событиях в классе в форме цифровых фотографий, видео- и аудиозаписей, грамотно пользуясь камерой и микрофоном. Он фиксирует в цифровой форме воспоминания родных, сканирует документы и фотографии из семейных архивов, размещает их на цифровой ленте времени.
Ученик приобретает первый опыт цифровых измерений с помощью традиционных приборов и сразу же с помощью современной цифровой техники, позволяющей отображать совокупность данных, динамику их изменений на экране компьютера. Системы глобального позиционирования и цифровые карты помогают учащемуся фиксировать маршруты своих путешествий и «привязывать» к карте путевые записи.
Ученик использует цифровые инструменты, графические панели и музыкальные клавиатуры для собственного изобразительного и музыкального творчества.
Свои графические и видеоработы ученик редактирует, сопровождает устными и письменными пояснениями, включает в свои презентации и гипермедиасочинения, размещает в информационной среде школы в Интернете. Вводя текст в компьютер, ученик свободно использует клавиатуру, редактор текста, программы орфографического контроля. В своих выступлениях он использует заранее подготовленные к экранному показу иллюстрации и тезисы, если нужно – микрофон.
Создавая сочинение, выполняя проект, ученик ищет необходимую ему информацию в Интернете, обрабатывает найденные там тексты и иллюстрации.
Ученик управляет с помощью компьютера и сконструированных им программ и реальными моделями, которые сам проектирует и собирает, и виртуальными объектами на экране компьютера.
ИКТ-компетентность учащегося начальной школы интегрируется с навыками чтения, письма и арифметических вычислений в понятие НОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. Сегодня начинается переход от эксперимента к стандарту. Переход этот уже начался с системы повышения квалификации, методической службы, создания методических разработок, наделения школ функциями ресурсных центров, их оснащения и формирования информационного пространства в рамках «Школы информатизации».
Елена БУЛИН-СОКОЛОВА, директор Центра информационных технологий и учебного оборудования
Комментарии