До встречи с учителем начальных классов петрозаводского Университетского лицея Мариной ДОБЫЧИНОЙ я и не предполагал, что математику можно отнести к творческим предметам. Казалось бы, формат сухих чисел и задач требует лишь точного знания формул и правил. Оказалось, что математика и творчество совместимы.
Откровенно говоря, отношение к математике у всех разное. Одни с детских лет обожают этот предмет, другие относятся спокойно, третьи просто терпеть не могут. Как считает Марина Анатольевна: «Чтобы любить математику, нужно ее понять». Этому Марина Анатольевна учит детей с первого дня работы в школе. В работе с малышами использует самые разнообразные методы и приемы.
На уроках математики самое сложное для детей – решение задач. Чтобы им легче было осмыслить суть, педагог предлагает пофантазировать. Недавно 2‑й «Б» решал задачу про гусеницу, которая постоянно передвигалась по дереву вверх-вниз. Учащимся надо было ответить на вопрос, на какой высоте она находится после своих манипуляций. Каждый увидел в условиях задачи что-то свое. После зрительного представления гусеницы-путешественницы и ее описания ребята быстро и правильно решили задачу.
Начиная с первого класса Марина Добычина использует визуальный ряд: с помощью различных предметов она учит детей понимать математику. Скажем, решают на уроке простую задачу, которую помнят еще наши бабушки. В одной вазе 2 яблока, в другой – 3. Сколько яблок в двух вазах? Рассказывая условие задачи, Марина Анатольевна прикрепляет вырезанные из картона яблочки на разные вазы. Так детям проще понять и представить условие задачи, а значит, легче ее решить.
Или, например, при изучении десятка и единиц педагог использует счетные палочки. 10 палочек – это один пучок, или один десяток.
Дети, особенно малыши, очень тонко чувствуют настроение и отношение взрослых. Когда педагог увлеченно ведет урок, у ребят появляется интерес к изучаемому предмету, они ловят каждое его слово. На уроках Марины Анатольевны чувствуешь эту невидимую связь наставника со своими воспитанниками.
– Я стараюсь с детьми общаться просто, но в то же время держать дистанцию, – говорит Марина Анатольевна. – Могу и пошутить, и при необходимости быть строгой.
Быть на одной волне с учениками Марине Добычиной, безусловно, помогает любовь к профессии, о которой она мечтала с детства. Правда, к своему выбору стать учительницей начальных классов она пришла не сразу. Когда поступала в Карельский педагогический университет, выбирала для себя профессию коррекционного педагога. Такая специализация была на факультете начального образования.
– Однако, когда со второго семестра начался курс по коррекционной практике, поняла: это не мое, – рассказывает Марина Анатольевна. – А вот социальная педагогика пришлась по душе.
Кстати, социальная педагогика – ее дополнительная специальность по диплому. Однако уже студенткой четвертого курса на практике в школе Марина поняла, что ее призвание быть учителем начальных классов. Преддипломная практика, когда в течение месяца будущие педагоги каждый день вели уроки, лишь укрепила в ней эту мысль. Общение с детьми Марине давалось легко. Конечно, она серьезно готовилась к урокам, придумывала что-то новое. Главное – получала удовлетворение и от подготовки к занятиям, и от самих уроков.
Моя собеседница вспоминает свою сокурсницу, которую буквально трясло, перед тем как войти в класс, а потом от волнения она с трудом находила нужные слова для разъяснения темы.
Марина Анатольевна призналась, что у нее за девять лет работы в школе и мысли не возникало, чтобы сменить профессию, хотя из ее большого выпуска (около семидесяти молодых педагогов) не более двадцати остались в профессии. Одни, как Марина в свое время, поняли, что ошиблись с выбором, другие ушли из-за мизерной зарплаты.
– Я разговаривала со своими подругами, которые в принципе были не против работы в школе, даже начинали там, – говорит Марина Анатольевна. – Однако финансовая составляющая стала решающим фактором. Ведь, когда тебе 22‑23 года, хочется всего и сразу.
Подруга Марины непродолжительное время работала социальным педагогом. Ей предложили попробовать себя совершенно в другой сфере. Она до сих пор там работает, у нее произошел карьерный рост, получает хорошие деньги. Нисколько не жалеет, что оставила свою профессию, хотя у нее все получалось и школа ей нравилась.
Марина Анатольевна живет своей профессией. После уроков ведет математический кружок «Радуга», занимается со своими учениками робототехникой. В прошлом году провела несколько уроков в рамках всероссийского проекта «ЭкоКласс». Уроки на экологическую тематику ребята восприняли с огромной радостью.
Ее ученики знают, что танграм – это квадрат, разделенный на определенное количество геометрических фигур. На одном из занятий математического кружка они с удовольствием собирали из фигур различные предметы и животных.
Воспитанники Марины Добычиной могут рассказать и показать, как считали древние племена майя или жители Древнего Египта. На очередном занятии кружка щедрая на выдумку учительница предложила ребятам ответы математического задания по карточкам записать знаками нумерации, которые использовали различные народы мира. Конечно, ребята вначале изучили неведомые им знаки, ознакомились с древней нумерацией и потом дерзнули… Например, Андрей Бутяев выполнил действие и записал результат числами племени майя. Артем Кривопишко получил задание записать арабскими цифрами то число, которое было обозначено в Древнем Египте соответствующими знаками.
– А теперь работаем с нумерацией в Вавилоне, – меняет географию Марина Анатольевна. – Пишем числа клинописью.
Задания у ребят самые различные. Стасу Терентьеву надо изобразить число, написанное на карточке арабскими цифрами, представив себя жителем Древнего Вавилона, клинописью. У Миры Сергеевой, напротив, обратное задание. Дана запись вавилонскими знаками, ей надо понять, вычислить, какое же это число, и записать его арабскими цифрами.
Конечно, ребята ждут кружковых занятий, ведь каждый раз им предстоит узнать что-то новое, интересное. Путешествие в математику и в мир роботов, пусть пока еще игрушечных, продолжается. Хочется, чтобы оно не заканчивалось.
Марина Анатольевна с первого класса нашла общий язык и с родителями нынешних второклассников. Они поддерживают любое начинание классного руководителя, сами предлагают интересные мероприятия. Посещение музеев, выставок, театров стало уже традицией для воспитанников Марины Анатольевны и их родителей. Зимой ребята из 2‑го «Б» вместе с родителями побывали в гостях у карельского Деда Мороза Халла, который живет в деревне Нижняя Салми.
Об этой поездке дети и взрослые до сих пор вспоминают. Вместе с Халла и хозяйкой Инкери в поместье проживают помощники – домовята, которые весной разбегаются по городам и весям, чтобы потом сообщить Деду, как ведут себя ребятишки в течение года. Похоже, что до приезда школьников Халла уже был информирован об успехах петрозаводских лицеистов и организовал для них увлекательную праздничную программу. Ребята вместе с родителями, разделившись на две команды, соревновались в хождении на лыжах шукши, бегали, резвились. Особенно понравилось передвижение на необычных лыжах, на которые одновременно встают несколько человек и пытаются идти.
Добрый Дед, конечно же, показал гостям свою волшебную резиденцию и настоящий саамский чум. А потом все вместе собрались за столом, накрытым хозяйкой Инкери вкусными блюдами русской и карельской кухни. Естественно, не обошлось без традиционных калиток. Всей веселой компанией водили хороводы и пели песни, знакомились с карельскими обычаями.
Комментарии