На Всероссийском конкурсе «Учитель года России-2003» учитель из села Началово Приволжского района Астраханской области Павел Жданов представлен к премии Президента России. Он был одним из тех участников конкурса, кто избрал номинацию «Гражданское и патриотическое воспитание».
В школе работает с 1998 г., преподает историю и обществознание в разных классах – с пятого по одиннадцатый. В своем конкурсном эссе, озаглавленном «Кто он – учитель?» Павел заметил: «Можно выявлять проблемы до бесконечности. Важнее же всего попытаться найти выход из создавшегося положения. Как быть? Что делать? И вот мое мнение. Если разделить все существующие трудности на объективные и субъективные, то последних окажется больше». Какой предлагает выход Жданов? Павел видит его в том, что преодолевать трудности и решать проблемы нужно самим педагогам. Примечательно также, что учитель истории вынес на конкурсный суд свой урок на тему «Что такое патриотизм?»
С Павлом Ждановым беседует наш постоянный автор.
– Павел Сергеевич, как, на ваш взгляд, достаточное ли патриотическое воспитание дает детям современная школа?
– Считаю, что в последние годы ситуация значительно изменилась в лучшую сторону, взгляд государства обращен на эту проблему. Но можно сказать, что этого недостаточно. Пока еще патриотическое воспитание не дошло до нужного уровня. Помочь его улучшению могли бы занятия по основам военной службы, военно-спортивные кружки. Но и уроки истории, литературы, обществознания – благодатная почва для воспитания патриотизма. Они позволяют детям многое узнать, обсуждать различные проблемы, спорить. Не случайно один из моих уроков так и называется «Что такое патриотизм?»
– Почему при поступлении в университет вы выбрали историю?
– Этому способствовали два обстоятельства. Первое – с детства очень любил читать. Меня, как и моих сверстников, интересовало многое – приключения, путешествия, различные исторические события. Второе – моя школьная учительница Эльвира Юрьевна Ткачева, которая преподавала у нас историю с четвертого класса. Она замечательный учитель, очень многое дающий детям, сыграла решающую роль в моем выборе профессии. Я и сейчас у нее учусь.
– В школе вы пять лет. Есть ли у вас профессиональные секреты, ключик к взаимопониманию с учащимися?
– Когда пришел в школу, мне сразу дали девятый класс. Поначалу было нелегко. Но не старался быть классическим учителем, нашел ту грань, когда, пользуясь авторитетом, без панибратства стал своим человеком и мог влиять на сознание ребят. Они охотно слушали меня, делились своими мнениями. Так и продолжаю работать до сих пор.
– Ваши ученики болели за вас, когда вы включились в конкурсную борьбу?
– Конечно. Я очень благодарен своим ученикам и коллегам за поддержку. У нас в школе замечательный коллектив. Не подумайте, что я идеалист. Трудностей, конечно, много, но я люблю школу, люблю историю, словом, люблю свою работу. И участие в конкурсе позволило узнать коллег из других регионов, пообщаться с ними, обменяться опытом.
– Что же конкретно может сделать учитель истории для воспитания у детей любви к Родине?
– Его предмет формирует само понимание патриотизма, предоставляет обширные возможности для того, чтобы развивать эти качества учащихся. Другое дело, как использовать возможности предмета, как организовать уроки с наибольшим эффектом? Над этой проблемой задумывается каждый учитель. В своей работе стараюсь достичь максимального результата. В основном путем акцентов на каких-то событиях, используя ролевые игры. Они заставляют детей осознать свои гражданские обязанности, ответственность перед Родиной. Это способствует формированию патриотических качеств, необходимых каждому гражданину.
– Как вы проводите урок на эту тему?
– Использую реальные исторические примеры. Вместе с учениками мы рассматриваем их с различных точек зрения, даем оценку. Это откладывается в сознании ребят. Они понимают, какие поступки приносят пользу государству и людям. Так постепенно формируется понимание того, что такое патриотизм. В таком предмете, как «Основы граждановедения», патриотизм – одно из основных понятий. Этой теме уделяется немало внимания, и она будет развиваться. Конечно, многое зависит от учителя.
– Кстати, и на конкурсе вы оказались верны теме патриотизма…
– Свой урок на тему «Что такое патриотизм?» я постарался построить в три этапа. Слишком часто люди слышат слово «патриотизм» с экрана телевизора и порой понимают его слишком узко. Идя от простого к сложному, я привел несколько высказываний известных людей, чтобы постепенно, шаг за шагом раскрыть это понятие наиболее полно.
Дети начинают понимать, что патриотизм, любовь к Родине – это и желание ее защищать, помогать своей стране, соотечественникам в трудные моменты, способность видеть в жизни недостатки и исправлять их. На последней стадии урока мы выяснили, что само слово «патриотизм» часто применяется как маска, для того, чтобы проталкивать идеи, ничего общего с патриотизмом не имеющие. Вот, например, одно из высказываний, которое было приведено в связи с этим: «Преимущество патриотизма в том, что под его прикрытием мы можем безнаказанно обманывать, грабить, убивать. Мало сказать, безнаказанно – с ощущением собственной правоты». Это противоречивое высказывание наводит на мысль: не все, что именуют патриотизмом, является им на самом деле. Не слепо следует доверять тем, кто прикрывается этим понятием в своих интересах. Особенно часто это происходит в период выборов и других значимых событий в жизни страны.
Я учу ребят судить о чьей-либо позиции по делам. Проводя урок на конкурсе, я задал учителям вопрос о реальных проявлениях патриотизма в обычной жизни. Учителя дали замечательные ответы. Например, если мы приходим на работу и делаем это с радостью, интересом – это и есть патриотизм.
Беседу вела Елена МАТРОСОВА
Комментарии