search
main
0

Что такое ОБЖ?

Продолжение. Начало в N 23

“В нашем детском саду методист решила ввести в самой старшей, подготовительной группе детей предмет ОБЖ, – рассказала нам знакомый психолог. – Причем делала она это очень мягко, осторожно, с учетом возрастных особенностей, стараясь, чтобы ее сведения ничем не напоминали страшилки. И что ж вы думаете? Стоило ей рассказать детям про грозу, как и я, и родители заметили резкое увеличение детских страхов. Грозы стали бояться даже те ребята, которые раньше, услышав гром, могли и ухом не повести”.

Есть и еще одна опасность в учебниках по “безопасности”. С большинством угроз, перечисленных в них, большая часть детей скорее всего никогда не столкнется. Значит, они чисто теоретические, потенциальные. А такая опасность, как это ни странно, невротизирует ребенка гораздо больше, чем опасность реальная. Известный польский психиатр Кемпинский в книге “Психопатология неврозов” писал: “Соприкосновение с опасностью разряжает дремлющее в человеке беспокойство. Возможно, именно этим обстоятельством можно объяснить факт, что в трудные периоды жизни, когда смерть заглядывает в глаза, например во время войны, в концентрационных лагерях, в случае стихийных бедствий, исчезают невротические симптомы. Также и в индивидуальной жизни наблюдается аналогичное явление: например, больной, годами страдающий неврозом, “выздоравливает” в случае тяжелой соматической болезни, угрожающей ему смертью. У людей опасного профессионального труда, которые чаще, чем другие, подвергаются угрозе смерти, например у моряков, летчиков, шахтеров, альпинистов, реже встречаются невротические симптомы. Некоторые нарочно ищут опасности, чтобы уменьшить невротическое беспокойство”.
Впрочем, ничего странного тут на самом деле нет. Реальная угроза ставит перед человеком необходимость активно отреагировать на нее. Реакция бывает разной: кто-то прячется, кто-то убегает, кто-то сопротивляется. Но главное, она есть! Когда же угроза виртуальна, на нее невозможно отреагировать адекватно. Живое воображение ребенка рисует ему всякие ужасы, они накапливаются в нем, как динамит. И когда масса доходит до критической, могут вызвать непроизвольный взрыв. Скажем, в виде внезапной вспышки агрессии или приступа отчаяния. А может возникнуть желание полностью отгородиться от мира и даже уйти в мир иллюзий.
Сегодня наблюдается еще одно доселе небывалое явление: дети не хотят взрослеть. Вспомните себя в детстве, своих друзей и подруг. Ведь ничего так не хотелось, как поскорее стать взрослыми. Сегодня же такое впечатление, что многим ребятам хочется застрять в детстве на всю жизнь. Здоровые оболтусы, которым пора жениться, готовы часами играть в компьютерные игры. Влюбленные парочки ходят на американские мультфильмы, сюжет и юмор которых еще недавно показались бы примитивными даже второклашке. Девицы на выданье дарят друг другу мягкие игрушки. Не для будущих детей, а чтобы класть их с собой на подушку, как делают малыши, подверженные страхам.
И чем больше мальчикам и девочкам рассказывают о “суровой правде жизни”, тем меньше им хочется становиться активными гражданами, участвовать в этой жизни, менять ее к лучшему. Демограф А.И.Антонов утверждает, что молодые россияне не хотят продолжать род. Вопрос этот нам кажется спорным, ибо государство делает все, чтоб отбить такую охоту, а значит, о свободном выборе говорить не приходится. В этой связи показательно, что в учебниках ОБЖ для 11-го класса Литвинова-Смирнова-Фролова РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ПРИЧИСЛЕНО К РАЗРЯДУ ОПАСНОСТЕЙ. Беременность и роды представлены как столь рискованная авантюра, что с ней может сравниться только выход в открытый космос без скафандра. Кажется, нет таких угроз и осложнений, которые не перечислили бы авторы, запугивая старшеклассников. Вплоть до “розовых или красновато-синих полос на коже, которые после родов превращаются в рубцы”. Заметьте, какой опять-таки психологически точный расчет! Девчонки этого возраста ничего так не стыдятся, как дефектов лица и фигуры. Сколько слез бывает пролито из-за крохотного прыщика! А тут неизгладимые рубцы!
А чего стоит совет “выявить в себе все страхи перед будущей беременностью и появлением ребенка в семье… для эмоциональной подготовки к зачатию”! И не просто выявить. “Эти страхи необходимо сформулировать, – внушают авторы учебника детям, – и обязательно записать отдельно каждому супругу, а затем поделиться друг с другом и попробовать преодолеть их совместно”.
А если преодолеть не удастся? Если, напротив, страхи приумножатся и усилятся от такого педантичного муссирования и взаимной индукции?
В общем, держись подальше от греха, и будет тебе безопасность. Только не подумайте, что авторы – мракобесы и призывают к воздержанию тех, кто еще не готов стать родителем. Это прямо даже обидно слышать! Кто же будет посягать на секс – основу подростковой жизнедеятельности?! В данном случае основа безопасной жизнедеятельности, как вы уже, наверное, догадались, это контрацепция. И на рассказ о мерах предохранения места в учебнике не пожалели. Здесь и все виды гормональных контрацептивов, пилюли, капсулы и инъекции; монофазные, двухфазные и трехфазные, однодневного и длительного действия. Широкий ассортимент механических, или, как они красиво называются в учебнике, “барьерных”, средств. Есть даже сведения о желе и пастах. А один параграф назван в стиле Министерства по чрезвычайным ситуациям: “Аварийная контрацепция”.
Итак, приоритеты очевидны. Беременность и роды – страшная опасность, чуть ли не чума XXI века. А вот лошадиные дозы гормонов, превращающих девчонку в развалину, это якобы безопасно.
Так и слышишь голос оппонента со знакомым истерическим надрывом:
– Хорошо вы устроились! Все критикуете, все ругаете, а где конструктив? Государство о детях не заботится, и в этих условиях мы просто обязаны дать им какое-то оружие, какое-то противоядие.
Характерно, что очень часто разговоры о преступном государстве, которое не защищает детей от насилия, исходят от государственных чиновников. В том числе от чиновников “особо крупных размеров”. Слушаешь их и думаешь: что это? Какое-то сверхъестественное бесстыдство или шизофрения, одним из признаков которой является раздвоение личности? (Впрочем, бесстыдство – тоже один из признаков шизофрении). И в ответ на эти скорбные завывания хочется, цитируя “Макбета”, спросить: “Кто это сделал, лорды?” А потом самим же ответить цитатой из другой великой книги устами Порфирия Петровича, сказавшего Раскольникову: “Так вы же и убили, Родион Романович.”
Но скорее всего дело не в психопатологии, а в инструкции. Кто ее дает: вышестоящее начальство или заморские спонсоры, не так уж и важно. Главное, что достигается цель – постепенно убедить людей в незыблемости нового порядка вещей. В том, что у государства теперь только одна бесспорная обязанность – собирать налоги. А обязанность защищать граждан возложена на них самих. И множество порядочных, не ангажированных людей поддаются этому примитивному гипнозу, невольно поддерживая государственных преступников.
А потому ответ на вопрос “что делать?” мы хотим начать с напоминания об основной роли государства, которая как раз и заключается в защите народа от внешней агрессии и внутреннего произвола. А основная задача взрослых людей состоит в том, чтобы заставить чиновников действовать в интересах общества.
Одновременно надо всеми силами ограждать детей как от реальных опасностей, так и от травмирующих впечатлений. А то выходит, что в ситуации, когда взрослые должны взять на себя десятерную ответственность за детей, они с себя сняли даже элементарную.
Великий кукольник С. Образцов, хорошо знавший на практике детскую психологию, считал, что детям до 5 лет нельзя даже “Красную Шапочку” в театре показывать, т.к. образ волка, пожирающего (хоть и временно) бабушку, может спровоцировать запредельные страхи. Разве дети со времен Образцова стали психически устойчивее? Отнюдь! Значит, их нужно оберегать еще больше, и ни в младших, ни в средних классах никакого урока ОБЖ быть не должно. В данном случае “конструктив” – это ОТМЕНА ВРЕДНОГО ПРЕДМЕТА. И не стоит обольщаться присутствием в названии слова “безопасность”. Как мы уже, надеемся, доходчиво объяснили, фиксация на теме безопасности и выживания только умножает страхи. Ведь даже в названии главы “Кодекс выживания городского пешехода” (учебник для 2-го класса Литвинова и КО) звучит похоронный марш.
Посильные же навыки защиты надо давать как бы между делом, очень дозированно и по мере реального приближения опасности. Идет класс в поход – расскажите про лесные пожары и про то, как не потеряться. Но, рассказав, все равно смотрите за ребятами в оба. Помните, они могут тысячу раз услышать про опасность и все равно нашкодить. Тут дело вовсе не в знании-незнании, тут работают совсем иные механизмы: тяга к риску, желание противоречить взрослому, жажда самоутверждения, наконец.
Что же касается старших классов, то, не загружая учеников излишним теоретизированием, можно выделить час в неделю на практические занятия борьбой, стрельбой – тем, что принято называть военно-физкультурной подготовкой. Полезно и научить оказывать первую помощь пострадавшим. Короче говоря, вернуть в школы “гражданскую оборону”, сделав упор именно на практические навыки. Кое-что из упомянутого в учебниках есть, но явно в недостаточном объеме по сравнению со “страшилками”. Упор на навыки надо сделать потому, что в состоянии шока, в которое человек часто впадает в минуту опасности, теоретические знания (тем более такие поверхностные, какие даются в проанализированных учебниках) мигом вылетают из головы. Выручает только автоматизм. А он вырабатывается в результате многократного повторения того или иного действия.
Ну а если уж очень хочется потеоретизировать, то лучше бы рассказать не о защите от беременности, а о том, что такое демографическая война, как ее ведет “планирование семьи” и какое информационное оружие направлено на молодежь в виде рекламы, непристойных журналов, отупляющей музыки и пропаганды якобы безопасного секса. Правда, вряд ли такой учебник обретет гриф Министерства образования.

Ирина МЕДВЕДЕВА,
Татьяна ШИШОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте