Студент Российского государственного гуманитарного университета Александр Жадан написал диплом с помощью нейросети ChatGPT за сутки, а после успешно защитил работу, сообщает издательство «Москва24». Обеспокоенные преподаватели активно обсуждают, как же запретить использование нейросетей учениками, а в то же время в «России создали искусственный интеллект для проверки сочинений. Пилотное применение новой разработки начнется в школах в феврале и будет касаться учителей русского языка и литературы, истории и обществознания», говорится в сообщении РИА «Новости».
Как же отнестись к использованию нейросетей школьниками, например, для написания текстов сочинений? Как мы сможем определить, знает ли ребенок что-то из того, что он написал? Как оценивать такие работы? Проверка на антиплагиат здесь не поможет, потому что уникальность текста достигает 82%.
Давайте сначала разберемся, что такое нейросеть. Прежде всего это математическая модель, предназначенная для определения зависимостей между наборами данных. Она может использоваться для классификации, распознавания образов, анализа текста и многих других задач.
Первая нейронная сеть была создана Уорреном Маккалоком и Уолтером Питтсом в 1943 году. Они представили математическую модель нейрона, позволяющую объяснить, как работает человеческий мозг. Их модель была представлена в статье «Логический калькулятор, использующий реле, в котором представлены элементы, соответствующие нервным клеткам», с тех пор нейросети были развиты и усовершенствованы, и сегодня они широко применяются в различных областях науки и техники [OpenAI generated text].
С развитием технологий нейросети становятся все более мощными и эффективными. Например, глубокие нейронные сети сейчас используются для обработки изображений и видео, распознавания речи, создания голосовых помощников и многих других задач. Кроме того, нейросети могут использоваться для решения сложных задач, которые ранее были невозможны для компьютеров, таких как игры, которые требуют стратегического мышления и принятия решений. Нейросети также находят применение в медицине, где могут помочь в диагностике и лечении различных заболеваний. Например, они могут использоваться для анализа медицинских изображений, таких как рентгеновские снимки или МРТ, и для предсказания вероятности возникновения определенных заболеваний. В настоящее время в Москве около 40 сервисов искусственного интеллекта помогают рентгенологам по 17 направлениям исследований. Нейросети наносят разметку на лучевые исследования и производят необходимые измерения.
Таким образом, нейросети являются мощным инструментом, который может помочь в решении многих задач и проблем в различных областях науки, техники и медицины.
Какое же влияние оказывают нейросети на процесс обучения в школе и какие этические проблемы возникают в связи с появлением в нашей жизни данного феномена?
Современные технологии искусственного интеллекта, в частности нейросети, имеют большой потенциал для улучшения образовательной системы. Однако их применение вызывает этические вопросы и требует внимательного рассмотрения.
Одним из главных преимуществ применения нейросетей в образовании является возможность персонализации обучения. На основе данных об учениках нейросети могут анализировать их индивидуальные потребности и создавать индивидуальные учебные планы. Это позволяет более эффективно использовать время на занятиях и повышает успеваемость учеников.
Другим важным преимуществом нейросетей является их способность улучшать процесс оценивания знаний учеников. Они могут быть использованы для автоматической проверки заданий и тестов, что не только сокращает затраты на персонал, но и дает возможность быстро оценивать знания учеников и обеспечивать обратную связь. Еще одно из преимуществ их применения в образовании – это способность создавать интерактивные материалы, например виртуальных репетиторов, которые могут помочь ученикам с пониманием материала и решением задач.
Однако использование нейронных сетей в образовании вызывает этические вопросы, и речь здесь не только о том, что ученики будут выполнять задания, не задумываясь, совершенно не развивая свои мыслительные навыки. Есть еще ряд вопросов, над которыми стоит поразмыслить. Во-первых, сбор и обработка данных об учениках могут нарушать их права на конфиденциальность. Нейросети могут собирать данные о личности, поведении и успехах учеников, что может быть использовано без их согласия.
Кроме того, автоматическая проверка заданий и тестов может привести к снижению качества образования. Нейросети не всегда способны оценить творческие задания и не могут заменить человеческую оценку. Это приведет к тому, что ученики не будут получать достаточно обратной связи и не смогут развивать свои творческие способности.
Еще один важный вопрос – беспристрастность данного феномена. Если данные, на которых обучается нейросеть, содержат предвзятость, то и ее выводы будут содержать предвзятость. В образовании это может привести к неравенству и дискриминации.
Один из самых острых вопросов: как учитель может понять, что домашнее задание ученик выполнил сам, а не с помощью нейросетей? Совершенно ясно, что ученики в скором времени начнут активно пользоваться подобными ресурсами, а учителя должны быть готовы и знать, как реагировать и как менять учебный процесс с учетом новых технологий.
Я обратилась за комментарием к председателю Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», почетному работнику общего образования РФ, заслуженному работнику образования Самарской области Светлане Сергеевне Ильиной. Вот что она сказала: «Технологии искусственного интеллекта все больше становятся частью нашей повседневной жизни, например средства проверки орфографии, программы для перевода и калькуляторы. Поэтому нам необходимо адаптировать и трансформировать образовательные программы и методы оценки, чтобы учащиеся могли использовать эти новые инструменты этично и эффективно. Нет смысла запрещать использование нейросетей, ведь запрет – это самый неэффективный способ реагирования на инновации. Необходимо работать со школами, чтобы помочь им объяснить ученикам, как использовать эти инструменты с соблюдением этических норм и в соответствии с принципами честности.
Студенты должны понимать, что любую работу, созданную (даже частично) такими инструментами, нельзя считать своей собственной. Поэтому, как и в случае с любой цитатой или материалом из другого источника, должно быть ясно, что сгенерированный текст, изображение или график, включенные в произведение, были скопированы из такого программного обеспечения. Программное обеспечение должно быть указано в основной части текста и иметь соответствующую ссылку в библиографии. В соответствии с текущей практикой сочинение или эссе, состоящие преимущественно из цитат, не получат высокую оценку либо вообще не будут приняты к оцениванию. Считаю необходимым адаптировать систему повышения квалификации, обучать учителей пользоваться искусственным интеллектом. Учителя должны работать с учетом новой реальности, чтобы шагать в ногу со временем вместе со школьниками и студентами».
Подводя итог, можно сказать, что использование нейросетей в образовании имеет как положительные, так и отрицательные эффекты. Для того чтобы максимизировать их пользу и минимизировать негативные последствия, необходимо учитывать этические проблемы и обеспечивать прозрачность в использовании данных, а нам, учителям, нужно знать о существовании приложений, которые позволяют ученикам справляться с домашними заданиями совсем не так, как предполагаем мы.
P.S. Самарский клуб учителей года носит название «Просвещенный пеликан». Мне стало интересно, как нейросеть Dream.ai представит нашу эмблему с изображением этого символа, поэтому в строке генерации графики на основе текста я ввела такое описание (промпт): пеликан, школа, просвещение, книги, реалистично, глобус. Вот какие иллюстрации получились…
Елена СМИТ, директор Международной школы, Самара
Комментарии