search
main
0

Что такое «Медиавизитка»?

На конкурсе важно показать свою педагогическую индивидуальность

В конкурсе «Учитель года России» в 2021 году появилось конкурсное задание «Медиавизитка». Об этом написал в своей публикации «Ролик в ролике» Андрей Иоффе («Учительская газета» №49 от 7 декабря). Продолжая начатую тему, замечу, что, с одной стороны, испытание абсолютно новое, в технологизацию и современный электронный формат вполне себе укладывается. С другой – двадцать лет назад «Визитка» уже была в списке обязательных заданий. Эксперты знакомились с участником, с его образом жизни, увлечениями, семейными традициями, регионом. Тогда не было электронных форматов, и учителя показывали все на импровизированной сцене. С появлением мультимедиа представления все чаще превращались в просмотр видеороликов, презентаций, все реже участники выступали, как говорится, живьем, демонстрируя свои таланты.

Что же такое «визитка»? Читаем в толковых словарях: визитка – это один из самых распространенных носителей контактной информации о конкретном человеке либо компании; чаще всего она представляет собой картонную, бумажную или пластиковую карточку правильной прямоугольной формы.

Формат «Визитки» явно устарел, и его надо было менять. И вот наступил тот момент, когда участники, используя весь свой творческий и креативный потенциал и электронно-телекоммуникационные ресурсы, создали интересные видеоролики о себе, своей школе, родном регионе.

Медиавизитка – что это? Интерес современных людей к информационным, мультимедийным технологиям имеет свои минусы и плюсы. Главный минус – это время, которое мы тратим на просмотр. Скучный, шаблонный ролик имеет мало шансов на высокие оценки. Плюсы же в том, что механизмы воздействия на человеческое восприятие за годы развития интернет-технологий изучены от и до. Хорошая медиавизитка – материал в привлекательной, содержательной форме, в короткий промежуток времени дающий полную и насыщенную информационную картину об участнике и его педагогической жизни. Важно, на мой взгляд, грамотно расположить видеоряд, так как подобранные аудиовизуальные приемы заостряют внимание.

Кажется, что три минуты – это совсем небольшое количество времени, чтобы поделиться всеми перипетиями школьного существования, продемонстрировать наиболее значимые аспекты своей профессиональной деятельности, рассказать о педагогической индивидуальности в контексте особенностей региона и образовательной организации, в которой педагог работает. Но, на мой взгляд, этого времени достаточно, чтобы раскрыть перед нами основную идею, ключевые личностные качества, педагогическую индивидуальность. И это оказалось по силам участникам конкурса «Учитель года России».

Смотрел видеоролики с большим вниманием. Удивлялся многообразию подходов и талантам учителей. Мне очень импонировало то, что каждый с каким-то особенным упоением делился красотой своей малой родины, заостряя внимание на значимых, но нешаблонных достопримечательностях. У меня такое чувство, что я открыл для себя по-новому нашу необъятную Россию, только посмотрел на нее взглядом учительским, креативным, мудрым, прозорливым.

Конечно, технические возможности были у всех педагогов разные. Где-то чувствовался профессионализм журналистов, рекламных компаний, где-то улавливалась личная техническая оснащенность учителя. Но были видеоролики, снятые и смонтированные участником без использования внешних ресурсов и помощи профессиональных видео­операторов и монтажеров, но эмоций от просмотра было нисколько не меньше, а зачастую форма и содержание превышали ожидание.

Если систематизировать все увиденные видеоролики, то их можно разделить на четыре группы.
Первая группа – «Много «я» и немного о школе, детях и регионе».
Вторая группа – «Много о регионе, немного о себе и о школе».
Третья группа – «Много о школе, немного о регионе и чуть-чуть о себе».
Четвертая группа – золотая середина. Медиавизитки, в которых форма и содержание не подавляют друг друга, а находятся в симбиозе, акценты расставлены яркими маркерами, учитель привлекает внимание к вопросам образования, вызывает интерес аудитории к своей профессиональной деятельности. Логичный сюжет видеоролика позволяет раскрыть педагогическую индивидуальность учителя. Эта группа оказалась самой малочисленной. Нешаблонные, неформальные, интересные, со смыслом и глубоким содержанием, увлекающие видео­ролики, которые хотелось пересмотреть еще и еще раз.

Рекомендация: перед тем как снимать видеоряд, определитесь с формой подачи материала. Выберите ключевые идеи, которые вы хотели бы донести до зрителя. Сформулируйте реперные точки, расставьте акценты. Напишите содержательную часть.
Вычитайте ее, засекая время. Минимизируйте его, оставляя важные мысли и идеи. После съемки и монтажа просмотрите видеоряд. Полагайтесь на собственное чутье – это отличный способ отличить подделку от шедевра. Если вам по каким-либо причинам не нравятся фон, музыка, элементы интерьера, это не столь значимо. Посмотрите итоговую медиавизитку самостоятельно. Отметьте все ваши эмоции, удостоверьтесь, что вы не сделали речевых ошибок. Покажите ее коллегам и спросите их честное мнение. Покажите родным и друзьям, покажите людям, далеким от школы и педагогики. Необходимо помнить, что создание визитки – это всегда процесс творческий. Если вы или ваши друзья заметили явный недочет или вопиющую нелепость, то, безусловно, следует материал переделать или подойти к этому элементу творчески, а недочет превратить в интересную фишку.

Какие советы я бы дал будущему участнику конкурса «Учитель года» при подготовке медиавизитки?

1. Будьте естественными. В некоторых медиавизитках чувствовалось, что учитель находится не в своей тарелке, в некомфортных для себя условиях. Это явно бросалось в глаза и нарушало гармонию видеоряда. Будьте самим собой, и вас оценят!

2. Отсутствие мимики, жестов, эмоций. Все мы живые люди, в ряде медиавизиток из-за статичности и скованности участника терялось ощущение присутствия и открытости. Чем разнообразнее учитель в кадре, тем больше визитка работает на него. На мой взгляд, важная задача учителя – показать себя настоящего и разного.

3. Но есть и обратная сторона медали, когда учитель, стремясь удивить своими юмором и многогранностью, сводил медиа­визитку к набору не очень удачных скетчей.

4. Штампы и клише. Одинаковые и не совсем удачные музыкальные произведения, высказывания и притчи сводились к тому, как мы любим свою профессию, школу, детей. Мы же все разные, у нас много общего, но мы разные! Как важно умело показать свою индивидуальность, увлеченность, профессионализм и фундаментальность!

5. Внешний вид. Много об этом сказано, много пересказано, но как бы мы этого ни хотели, театр начинается с вешалки, а урок – с внешнего вида учителя. Вызывающий вид отторгает, отсутствие макияжа или его изобилие тоже не вызывают много позитива. Важно, чтобы естественность учителя, его улыбка, фактура приводили к симпатии.

Как говорил один кинорежиссер, не прячьте свое уникальное лицо под косметикой. Яркий костюм, глубокий вырез, одежда с рисунком или броской надписью, сапоги на уроке и другие, казалось бы, не столь значимые для педагога детали отвлекают внимание.

6. Лишние детали в кадре или грязная доска и пустые стенды. Ничего не должно отвлекать зрителя от личности учителя. Отвлечь способен даже засохший в вазе цветок. Если вы снимаете визитку в интерьере или на улице, то зритель волей-неволей будет рассматривать пространство, в котором находится педагог. Если вы хотите за­острить внимание на информации, на смысле, лучше выбрать однотонную стену или фон без лишних деталей.

7. Качество освещения. Снимайте при естественном освещении напротив окна в помещении или при хорошем освещении. Это небольшой штрих к общему впечатлению, на это я меньше всего обращал внимание, но все же из мелочей складывается общее впечатление.

8. Плохой звук, различные шумы могут сильно подпортить видеоряд. Зрителю важно хорошо слышать голоса учителя, учеников, родителей.

9. Музыкальное сопровождение может усилить видеоряд, но может его и испортить. Правильно подобранные композиции или иногда их отсутствие могут стать положительным эффектом в восприятии информации, создании нужного эмоционального фона. Лишние звуки не будут отвлекать зрителя от основного содержания.

10. Золотая середина. В критериях оценки этого конкурсного испытания есть такой пункт: учитель показывает связь своей педагогической деятельности с социокультурными особенностями региона и образовательной организации. Мне кажется важным, чтобы педагог нашел такой подход, такую идею, в которой были бы воплощены эти посылы без перегиба в какую-либо сторону, гармонично.

В целом просмотр медиавизиток вызвал у меня положительные эмоции. Было приятно осознавать, что в образовательном пространстве России столько удивительных, цельных и креативных учителей. С другой стороны, было и разочарование от огромного разрыва в оснащенности, ухоженности, внутреннем и внешнем антураже элитных школ из крупных центров и небольших провинциальных образовательных учреждений.

Хотел бы поблагодарить всех участников конкурса «Учитель года»-2021 и поздравить их с выходом в медиапространство. Благодаря вашей работе, творчеству и открытости наш мир стал лучше, а профессия учителя осветилась новыми яркими красками.

Андрей СЁМКЕ, тьютор Института развития образования Краснодарского края, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, учитель года-2000, абсолютный победитель Всероссийского открытого конкурса «Мужская профессия», член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2021

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте