search
main
0

Что такое Мартафель?

В «Долине знаний» каждый день неповторим

О школе №55 Волгограда «Учительская газета» писала уже не раз, с особенным удовольствием рассказывая о педагогах, которые в ней работают. Например, о Ларисе Гивиевне Арачашвили, ставшей в 2019 году абсолютным победителем конкурса «Учитель года России». У 55‑й школы даже есть свое собственное имя – «Долина знаний». Построена она была в 2018 году, директор Петр Васильевич Байкалов сразу стал собирать коллектив единомышленников, приглашая педагогов, занимавших призовые места в различных конкурсах. Наверное, отчасти потому, что сам в 2017 году, еще не будучи директором, выиграл региональный этап «Учителя года», а затем вошел в число 15 лауреатов всероссийского конкурса.

 

И вот, знакомьтесь, новый победитель – Антон Сергеевич Биличенко, учитель истории и обществознания школы №55, занявший первое место на региональном этапе конкурса «Учитель года». В «Долину знаний» был приглашен директором, хотя до того проработал недолго – четыре года, уже зарекомендовал себя как участник и призер профессиональных конкурсов для молодых учителей.

После окончания Волгоградского государственного социально-педагогического университета Антон Биличенко сначала работал учителем английского языка, диплом учителя истории с дополнительной специальностью «иностранный английский язык» позволял это делать, а вакансии историка в городе на тот момент не оказалось. Позже, уже ведя уроки истории и обществознания, он еще какое-то время преподавал и английский, но, перейдя в 55‑ю школу, сконцентрировался только на исторических дисциплинах. Ведет уроки в 9-11‑х классах – сложно, зато интересно. Школа большая, учеников за две тысячи, занимаются в две смены, но у Антона Сергеевича все уроки в первую – старшие классы. Это особая ответственность, тем более что обществознание сегодня самый популярный предмет на ЕГЭ по выбору. Но, как говорит учитель, прямой подготовки к ЕГЭ на уроках нет, потому что весь теоретический материал основывается на курсе обществознания с 6‑го по 9‑й класс, в самом экзамене нет ничего специфического. Зато очень важно уметь работать с текстом – анализ, синтез, затем дифференциация, а уж сдать ОГЭ «вообще способен каждый выпускник, просто нужно прочитать правильно задание».

– То есть вы хотите сказать, что той базы, которую вы изучаете с ребятами, достаточно, для того чтобы хорошо сдать ЕГЭ по обществознанию?

– Сложно так сразу заявить, на экзамене посмотрим. Конечно, у меня уже были классы, в которых сдавали в прошлые годы. Результаты разные: баллы скачут от минимального порога до 89. Это, конечно, не рекорд, но и неплохо. Я очень рад за этих ребят!

На вопрос, не занимается ли он сам репетиторством или другими образовательными услугами в свободное от основной работы время, Антон Сергеевич отвечает дипломатично, что у него оформлена самозанятость, в принципе, если будет нужно, он вполне сможет трудиться в данной сфере и платить за это налоги. А пока есть более интересные проекты, например сотрудничество с Российским обществом «Знание», несущим просвещение по России, или с ВПЦ «Вымпел» – это военно-патриотический центр, который продвигает виртуальный интерактивный урок «Сталинградская битва». В конце марта планируется приезд сотрудников центра в Волгоград. Биличенко – основной автор урока, разработавший содержательный аспект, 2 февраля 2023 года торжественно отмечалось 80‑летие победы в Сталинградской битве, и урок посвящен этой дате. В «Вымпеле» нашлись программисты и дизайнеры, сумевшие оформить урок наглядно и технически. Пока демонстрация прошла в нескольких школах Москвы, в «Артеке» и в волгоградской «Долине знаний», так что впереди большие планы. Такого рода проекты молодому учителю и интересны, и помогают поддерживать семью: супруга по профессии медработник, сейчас в декретном отпуске, младшему сыну годик, а старшей дочери десять лет. Сами понимаете, ответственность на папе большая, но с любимой профессией расставаться не собирается, как и с любимым Волгоградом.

По словам Антона Сергеевича, конкурс «Учитель года» открывает большие возможности, причем не обязательно становиться абсолютным победителем, и так все очень яркие и заметные. У него были приглашения работать в Калининграде, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Москве, но он предпочел остаться в родном городе. Почему не соблазнился? Потому что надо прежде всего детей доучить – свой класс, у него классное руководство в 9‑м «Г».

– Учитель – профессия специфическая, и будет несправедливо по отношению к ученикам бросать их посреди учебного года или просто в середине цикла обучения, – считает педагог. – Раз взял класс, надо довести его до выпуска. Частая смена педагогов у детей ни к чему хорошему не ведет. Наблюдается только отсутствие эмоционального взаимодействия.

Свой 9‑й «Г» Антон Сергеевич ведет с 5‑го класса, с момента открытия школы. Класс сборный, ребята пришли из разных районов. Тем дороже тот коллектив, который сложился сегодня. Скоро у них выпускной экзамен и Последний звонок. А потом кто-то перейдет в десятый, так что надо двигаться дальше.

Ответственное отношение к учительской профессии у Биличенко в роду: мама, Ольга Владимировна, работает учителем начальных классов в школе поселка Котлубань Городищенского района, откуда родом Антон Сергеевич. Отец, Сергей Иванович, – учитель физики и математики, но в молодости переквалифицировался в преподавателя физической культуры и уже около 30 лет работает педагогом дополнительного образования: волейбол, спортивный туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование. В итоге у сына спортивный разряд по ориентированию, чемпионом не был, но бегать с компасом и картой нравилось. Даже в 2007 году представлял Волгоградскую область на соревнованиях по туризму в Южном федеральном округе, проходивших в предгорье Кавказского хребта. Природа запомнилась даже больше спорта и так и осталась в сердце!

Но семейная педагогическая династия – это не только родители, но еще и тетя, сестра отца, преподающая математику в одной из школ Волгограда, а также дальние родственники, работающие преподавателями в Москве. И конечно, самый заслуженный представитель династии – бабушка по маминой линии Зинаида Ивановна Бахтина, учитель химии и биологии, сейчас она на пенсии, а всю жизнь проработала в школе поселка Сады Придонья, да-да, того самого, известного на всю страну своими соками. Вот сколько учителей на одну отдельно взятую семью!

Спрашиваю Антона Сергеевича, что же заставило его, прекрасно изучившего учительскую профессию со всех сторон, которые только возможны, все равно пойти работать в школу.

– Здесь каждый день неповторим!.. Когда-то, в студенческие годы, я подрабатывал продавцом на кассе. Хватило меня на пару месяцев, я понял, что дальше не могу – скучно, однообразно, монотонно. Любая конвейерная работа мне не подходит. Первую неделю я столько всего впитал, все было интересно! Потом просто стало скучно, и мне это очень сильно не понравилось… А в работе учителя каждый день неповторим! – говорит Антон Сергеевич.

Правда, были и у него периоды, особенно в первый год работы, когда все казалось трудным. Мечтал составить все презентации, контрольные и самостоятельные, подобрать все задания сразу, а потом, в следующие годы, их распечатывать и больше ничего не делать! Вот только не бывает так у учителя. Каждый год приходилось менять и корректировать задания, потому что сам узнавал новое, а главное – дети всегда разные, и работать в очередном учебном году нужно уже по-другому. И каждый раз надо готовиться и делать какой-то новый продукт (даже для внешкольных мероприятий).

Одной такой новинкой Антон Сергеевич поделился с нами. Называется она «Мартафель» – объединенный праздник, посвященный 8 Марта и 23 Февраля. Идею названия подсказала Лариса Арачашвили, а Биличенко решил проводить его по-особенному. В прошлом году организовали небольшой камерный концерт, на котором перед своими одноклассниками выступили юные гитаристы – одна девочка и трое ребят: «Небольшой концерт для нас самих!» Все прошло после уроков, не очень громко, музыканты исполнили свои любимые композиции. От чаепития и тортиков отказались, потому что собрались послушать живую музыку, а исполнителей надо уважать: не жевать и чавкать под лимонад, а слушать! Тем более что музыканты очень волновались, только один из них учится в музыкальной школе, остальные самоучки, кто год играет, кто два. Но место на Мартафеле нашлось для каждого! Потому что музыкантам, особенно юным, необходимо выступать на публике и приносить радость своим умением.

На уроках у Антона Сергеевича тоже много всего интересного. Например, на обществознании, когда изу­чается право, ученики с удовольствием выполняют практические задания, составляют или расторгают трудовой договор, изучают, какие права и обязанности супругов прописаны в Семейном кодексе.

Педагог активно использует музыкальные фрагменты и небольшие видео из кинофильмов. Можно сказать, ребята собственным примером доказали, что негромкая классическая музыка, в том числе и современных композиторов, помогает поддерживать дисциплину. В десятых классах на протяжении двух месяцев изучали тему «Духовные сферы жизни», говорили о культуре, морали, религии, науке, образовании, а потом писали контрольную под негромкую классическую музыку. Тишина стояла идеальная! Музыка помогала настраиваться. Особенно это видно по выполненным заданиям, где надо было не просто отвечать на вопросы тестов, а приводить примеры, аргументировать. «Под музыку детей словно муза посещает! – говорит учитель. – Ответы становятся более содержательными, развернутыми, и слова находятся, и мысли!

Культуру XIX-XX веков в России и за рубежом тоже нельзя освоить, не демонстрируя музыкальные и кинофрагменты. Творчество Сергея Эйзенштейна благодаря четырехминутному фрагменту фильма «Александр Невский» запомнится лучше, чем если о нем читать целый параграф. Особенно если в дополнение привести несколько интересных фактов, например, что лицо главного героя – актера Николая Черкасова – стало прототипом для создания ордена Александра Нев­ского.

– Учителю не должно быть скучно на уроке! – утверждает Биличенко. – Да, это важно самому учителю. Я часто говорю ребятам: «Внимание, интересный факт!» На этом моменте урока дети сразу оживляются, концентрируются, готовятся услышать что-то новое и занимательное.

Иногда не только слышат, но и видят, как это было с черным бумажным пакетом, который учитель однажды принес в класс. Пакет выполнял роль черного ящика – прием достаточно популярный, когда учеников просят угадать, что может лежать в ящике, и весь урок не просто объясняют материал, но и связывают это объяснение с предметом, дают подсказки, снова и снова обращая внимание детей на загадку. Когда в конце урока они наконец отгадывают – это настоящая победа!

– Мой первый черный ящик содержал в себе круассан, купленный по дороге в школу. Мы изучали тему «Великая французская революция», и круассан вполне подходил как легко узнаваемый и немного шутливый символ Франции. Разгадку черного ящика ребята в итоге нашли и остались очень довольны. Сейчас они уже окончили школу, а когда мы встречаемся, обязательно спрашивают, помню ли я тот замечательный урок про круассан и Великую французскую революцию… Но на самом деле важно то, что они его запомнили. У них ведь очень много уроков в жизни, но только некоторые остаются в памяти навсегда благодаря интересному факту, неожиданной загадке или музыкальному фрагменту. Это своего рода зацепки, или точки сохранения информации. Моя задача – найти эти зацепки и преподнести их ребятам, тогда тот или иной урок может пройти с ними через всю жизнь.

Татьяна МАСЛИКОВА, Волгоградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте