Недавно в телевизионном фильме услышал фразу об искусстве и таланте: «Зачем пытаться систематизировать то, что системе не поддаётся?». А ведь педагогика – искусство. А конкурс \”Учитель года\” – педагогический…
Один из ответов на вопрос «Что такое конкурс?» – «Праздник мастерства и вдохновения». И конкурс, конечно, праздник. Праздник тех, кто живёт не праздно, кто совершенствует мастерство день ото дня и вдохновляет детей. И такие люди сразу видны. Другие и не могут, не должны на него попадать!
Но конкурс – это ведь ещё и суровые испытания. И не только для участников. Конечно, конкурсант выкладывается на все сто в самых экстремальных условиях. Порой делая то, чего не делал никогда в жизни, а теперь – будет! Конкурсанту трудно – его профессия не спорт, не шоу, а здесь и то, и другое присутствует. А ведь ещё нужно показать свой личный, годами накопленный, дорогой до слёз опыт. И показать через детей, через их вдохновение, через их успех! Трудно? Конечно.
А легко ли членам жюри оценить и выставить отметку? Как сравнить – кто вдохновил детей больше? Кто сумел построить за считанные минуты мостик понимания с каждым из них? Кто остался в их сердцах навсегда, побыв с ними лишь урок? И помогут ли членам жюри сделать свой выбор строгие критерии? А может они только мешают? Может быть, каждый из экспертов смотрит на конкурсантов и думает: «А отдал бы я ему своего ребёнка? А чего не хватает этому учителю и как ему подсказать, помочь?» Потому что он сможет! Пусть ещё не сегодня на все сто, но завтра-то обязательно!
Легко ли быть членом жюри? Со стороны всё просто: сидят дяденьки и тётеньки с умным видом и судят-рядят в своё удовольствие. И ведь они знают, что про них так думают! Легко ли тому, на чьи плечи ляжет ответственность за итоговый результат каждого? А ведь результатом могут быть и стрелы непонимания, и кто же станет мишенью? Трудно.
Может быть организаторам легко? А чего? Положение о конкурсе с подробной проработкой всех нюансов составил, и спи-отдыхай. Бюджет сформировал чудесным образом, и спи-отдыхай. За тем, как в муниципалитетах конкурс прошёл, присмотрел – снова спи-отдыхай. Курсы недельные с привлечением нескольких организаций и десятков человек для участников провёл – спи-отдыхай. Заочный тур провёл, площадки для интернет-ресурсов с поддержкой предоставил, жюри сформировал, результаты обработал, и спи-отдыхай. Программу, расписание очного тура с учётом множества требований-пожеланий всех двадцати пяти конкурсантов составил – спи-отдыхай. Разместил, расселил, развёз, развлёк, трансляции организовал, поддержку прессы обеспечил – спи-отдыхай. Итоги подвёл, всех наградил, праздник устроил – спи-отдыхай. Ну, теперь-то наверняка всё? Ан нет! Осенью победитель должен участвовать во Всероссийском финале – опять спи-отдыхай!
А как же собратья – участники регионального конкурса разных лет? Ценой невероятных усилий они любыми способами пробираются на текущий «Учитель года». Тот, кто единожды вдохнул его воздух, никогда уже не забудет. Конкурс – это всегда школа совместного творчества. Лучшие, на мой взгляд, выступления, уроки, мастер-классы – это те, над которыми пыхтели всю ночь участники разных лет. А вот тут-то точно нет никакого соревнования и нет места зависти. Это просто желание прошедшего этот путь, знающего как он непрост, помочь тому, кто только вступает на него.
А ещё, и в этом я точно уверен, конкурс – это огромная школа человеческих отношений. Чему можно в ней научиться? Радоваться успехам другого, ценить лучшее в нём. Никогда не поднимать злое слово на коллегу, даже если сегодня он твой соперник. Доверять и помогать, прощать, уважать и вместе творить. Любить. Детей. Взрослых. Мир.
Это трудная школа и, наверное, не всё всегда выходит на «отлично», но ведь мы к этому стремимся?
Николай Марухин, учитель истории Малаховской средней школы, учитель года Алтая-1999, зам. председателя клуба «Учитель года Алтая»
Комментарии