Словарь иностранных слов трактует этот термин как «нововведение». А применительно к школе? Ответ на этот вопрос дают директора школ, для которых инновации – это стиль жизни. Достаточно сказать, что Лицей города Троицка, школа «Творчество» Самары и Лицей Абакана стали лауреатами Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2006».
Елена САВИНА, директор школы «Творчество», Самара: В чем залог успеха?
Название школы «Творчество» отражает педагогическое кредо, миссию, которую мы взяли на себя. Это создание условий для развития творческих способностей детей как главного средства самореализации и основы жизненного успеха. Но всем известно, что воспитать успешного ученика может только успешный учитель. Учитель – ключевая фигура образовательного процесса. Поэтому стратегия развития школы направлена на формирование профессионально компетентного, творческого педагога. Главными путями этого процесса нам представляются:
современные образовательные технологии, освоение которых позволяет учителям повысить качество результата;
всемерная поддержка новаторских творческих идей педагогов.
Я считаю, что те положительные результаты, которые демонстрирует школа, стали возможными благодаря активной инновационной деятельности. Ведь образовательный процесс – это процесс постоянного обновления. Моя задача – побудить учителя к постоянному самообновлению, сделать так, чтобы этот процесс стал ему интересен. Роль директора подобна настройщику музыкальных инструментов. Сделать так, чтобы каждая струна зазвучала в полный голос, наладить контакты, создать условия для успеха.
Другими словами, директор должен делать все возможное для полной самореализации каждого субъекта образовательного процесса и обеспечивать право каждого на творческое самосовершенствование.
В этом я вижу ключ к успеху.
Лидия ПЕТРУК, директор Лицея города Абакана, Республика Хакасия: Ребенок не готовится к жизни, а живет
Инновационная деятельность в нашем лицее ориентирована на систему ценностей, связанную с качеством образования, и на возможность вариативного пути развития каждого образовательного направления.
Мы многого успели добиться, пройдя путь от традиционной школы до лицея, от первой республиканской экспериментальной площадки до первого республиканского ресурсного центра.
В лицее создана оригинальная предметно-развивающая среда, которая обеспечивает максимальное осуществление образовательных запросов лицеистов и родителей и успешность во многих видах деятельности. 93 процента выпускников поступают в вузы, 87% из них – на бюджетные места. Лицеисты побеждают на республиканских и российских олимпиадах, участвуют в научно-практических конференциях. Прежде всего в концепции лицея учитываются индивидуальность, самобытность, самоценность ребенка как активного носителя личного опыта. Ребенок не готовится к жизни, а живет.
Концепция лицейского образования предполагает отказ от классно-урочной системы на старшей ступени. Обучение ведется по индивидуальным учебным планам, составленным по модульному принципу.
Индивидуальные образовательные траектории мы поддерживаем элективными и специальными развивающими курсами. В прошлом учебном году более ста лицеистов приняли участие в проекте «Познание и творчество» национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
На старшей ступени обучения учитель-тьютор направляет и сопровождает сразу несколько образовательных траекторий лицеистов. Проектируются более глубокие временные перспективы, преемственность связей между отдельными этапами обучения. Планирование будущего, а не краткосрочные учебные результаты делает выпускника лицея конкурентоспособным, социально и профессионально успешным.
В лицее функционирует локальная сеть развивающих центров, в которых школьники и педагоги имеют возможность в свободное время заниматься самообразованием. Создана комфортная среда взаимодействия: «учитель – ученик», «ученик – учитель», «учитель – учитель», «учитель – родитель». Используются электронные учебники, мультимедийные технологии, возможности интернета, позволяющего всем участникам образовательного процесса оптимизировать свою деятельность. Собственный сайт обеспечивает интерактивную коммуникацию, отражает жизнь сегодняшнего дня лицея. Организовано дистанционное обучение.
Развитие учителя – необходимое условие реализации индивидуальной образовательной программы ученика. Учитель лицея – педагог новой формации, учитель-исследователь, личность с принципиально новыми профессиональными установками, гибко реагирующая на изменения в образовательной среде и мотивированная на саморазвитие.
Лицей – уникальная развивающаяся система. Он открыт педагогическому сообществу города, республики, России. На базе лицея регулярно проводятся научно-практические конференции, семинары, творческие мастерские, создан центр управленческой практики.
Николай КУЧЕР, директор Лицея города Троицка, Московская область: Есть цель? Вводите инновации!
Термин «инновации» стал одним из хитов публицистики и риторики самых различных направлений в жизни общества. Понятие «инновации» встречается во всевозможных сочетаниях. Не являются исключением образование и педагогика. Понятие «инновационный потенциал» образовательного учреждения стало одним из главных критериев конкурсного отбора по приоритетному национальному проекту «Образование».
Наш лицей рассматривает понятие «инновации» достаточно определенно, что позволяет применять его однозначно как в контексте образования, так и для других областей деятельности. «Инновации в образовании» – это не просто применение новых методов или технологий, это деятельность, направленная на обязательное получение результата с последующим анализом эффективности или перспективности. Как и в науке, откуда пришло современное понимание этого термина, так и в образовании это не простое экспериментирование.
Если обучающееся поколение отстанет в получении современных знаний, умений и навыков, то оно станет наверстывать это путем дополнительного обучения или даже переучивания. А это новые затраты – государства и личности, и не только материальные, поэтому в современных условиях эта образовательная парадигма уже не удовлетворяет запросам государства, общества и личности. Приходит на смену парадигма комплекса компетенций и социальной мобильности, позволяющих успешно ориентироваться в быстро изменяющихся условиях. Именно в этом мы видим основное содержание программы модернизации общего образования.
Такой подход нашел свое отражение в образовательной деятельности нашего лицея. В нем удалось создать образовательную среду, когда выпускник лицея может сказать: «Я получил такое образование, что могу пойти в тот вуз, в который хочу».
Несомненно, в основе инновационной деятельности лежит постоянная опытно-экспериментальная работа, идущая с некоторым опережением социальных запросов, однако на базе преемственности, лучших традиций, непрерывности образования. И, главное, все эти изменения должны повышать качество образования.
Инновационность школы должна базироваться на реальном использовании результатов педагогической науки и их творческом применении к конкретным образовательным ситуациям. Инновационность – не цель, а средство достижения образовательных целей.
Комментарии