search
main
0

Что такое игра?

Познание реальности

При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью ее проявлений, хрупкостью ее феномена. Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие и характеризуется эмоциональным подъемом.

Появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человека-паука, фей Винкс. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «должность» – риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты: родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. И профессиональная деятельность уходит от детского наблюдения.

Дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская»). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, более типичный образ магазина – это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. Под влиянием ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы: «Книжный супермаркет», «Туристическое агентство».

Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается. Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых.

Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих так же, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограниченно в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей младшим, дети не успевают в полной мере проникнуться духом игры.

Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада. Ему необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

Ценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.

Игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии со взрослыми, сверстниками и стремиться познать социальную реальность, окружающую его. Иначе в школу пойдут недоигравшие дети, не научившиеся регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.

Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.

Мария ФЕДОТОВА, методист школы №1582

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте