search
main
0

Что такое хорошо и что такое плохо

Многое зависит от нас самих

В современном мире растет число вредных и опасных факторов жизнедеятельности, угрожающих как отдельному человеку, так и обществу в целом. Острота проблемы актуализирует задачу подготовки подрастающего поколения к предупреждению и преодолению этих факторов. Причем сегодня речь идет не просто об обучении детей основам безопасности жизнедеятельности, а о воспитании культуры безопасности как компонента общей культуры человека и формированиии личности безопасного типа – личности, безопасной для себя, для окружающих, для среды обитания, способной сознательно и ответственно относиться к вопросам безопасности.

Жизнь полна ежедневных опасностей, которые человеческий организм вынужден преодолевать. Даже самые простые, казалось бы, безобидные вещи могут нанести колоссальный ущерб. Прежде чем говорить о безопасности, посмотрим в корень этого слова и дадим ему определение.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, на дороге и улице, в общении с незнакомыми людьми, в природе, опасность пожара.

Именно от знаний и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Я работаю в школе учителем начальных классов, и одной из важных задач образовательного учреждения является обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.

Работа по обеспечению безопасности обучающихся во время их учебной и внеурочной деятельности строится на основе плана воспитательной работы, приоритетным направлением которого является защита здоровья и сохранение жизни учащихся.

Реализация данного направления осуществляется с помощью следующих мер: контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организация охвата учащихся горячим питанием, соблюдение требований к санитарно-гигиеническому состоянию класса, соблюдение светового, теплового и воздушного режима (имеются в наличии и соблюдаются графики проветривания и освещенности, регулярно проводится санитарно-гигиеническая уборка классных комнат, коридоров и помещений общего пользования), соблюдение требований к режиму образовательного процесса (учащиеся рассажены в соответствии с медицинскими рекомендациями, на уроках соблюдается двигательный режим в виде физминуток и динамических пауз, объем домашних заданий сведен к минимуму, при организации урока обязательно учитывается смена видов деятельности).

Чтобы обеспечить безо­пас­ность обучающихся, каждым учителем в нашей школе проводится работа как с учащимися, так и с родителями. Она включает в себя ряд профилактических мероприятий в форме классных часов, бесед, тематических и практических занятий о необходимости соблюдения правил поведения в школе и за ее пределами.

Наиболее эффективными в работе являются занятия-практикумы, на которых учащиеся отрабатывают полученные знания и навыки в области обеспечения безопасности личности. В начале и в конце каждого триместра с обучающимися проводятся инструктажи по правилам дорожного движения, правилам противопожарной безопасности, электробезопасности, правилам поведения на железной дороге, правилам антитеррористической безопасности, правилам поведения у воды и вблизи водоемов. Ежеквартально проходит практическое занятие по эвакуации, где дети изучают пути эвакуации и отрабатывают правила поведения при возникновении пожара или чрезвычайных ситуаций. Ежегодно на первом классном часе проводится вводный инструктаж, где дети вместе с учителем разрабатывают план – карту безопасного маршрута движения в школу и домой. Полезную для себя информацию учащиеся могут найти и в классном уголке безопасности. Дети с интересом участвуют в викторинах по правилам дорожного движения, правилам противопожарной безопасности, в конкурсах рисунков по данной тематике. На уроках по предметам учителя также обращают внимание на различные ситуации, связанные с опасностями для жизни и здоровья. А в классных уголках размещены правила поведения учащихся в школе, в классе на уроке, в столовой и на перемене. Дисциплина на уроках и уверенный самоконтроль во время отдыха – залог обеспечения собственной безопасности обучающегося.

Задача каждого из нас – уберечь детей от непредвиденных жизненных ситуаций. Но быть рядом ежеминутно просто невозможно. Правила безопасности для детей – это то, что должны знать все без исключения, и зависит эта безопасность от умения ребенка правильно среагировать на ситуацию. Именно от своих родителей дети воспринимают информацию лучше всего, если она правильно подается. Поэтому детская безопасность – это прежде всего терпеливая работа мамы и папы в отношении своего ребенка. Не стоит думать, что одна между делом проведенная беседа о нормах безопасного поведения дома и на улице даст нужный эффект. Прививать знания о том, как вести себя в тех или иных сложных ситуациях, которые представляют опасность для жизни и здоровья, необходимо постоянно.

Можно периодически доставать памятки и освежать собственные знания, одновременно подкрепляя формирование безопасного поведения у ребенка. И не забывать о том, что детям очень важен пример взрослых, поэтому выполнять правила нужно и самому, в противном случае ребенок не усвоит их.

Не менее важна и психологическая безопасность, так как является важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье в свою очередь – основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни: овладевать собственным поведением, научиться жить, учиться нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «я». Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формировании в детстве.

Особо хочу обратить внимание на информационную безопас­ность детей. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и другом, и помощником, и даже воспитателем, учителем. Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, с сетью Интернет, не только негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, но и представляющих угрозу. Поэтому детям надо обязательно объяснить, что общение в сети Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом надо постараться направить усилия детей на познание мира. Можно создать список домашних правил посещения сети Интернет и требовать безусловного их выполнения. Компьютер должен находиться в общей комнате. Обязательно использовать антивирусные программы, фильтры и настройки безопасного режима поиска. Чаще беседуйте с детьми об их друзьях в сети Интернет и настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались с ними лично, ведь они могут оказаться не теми, за кого себя выдают. Приучайте детей никогда не выдавать личную информацию в социальных сетях, пользоваться псевдонимом, участвуя в онлайн-играх. Не позволяйте загружать программы без вашего ведома. Помогайте детям защититься от спама, приучайте не открывать файлы и вложения от неизвестных адресатов. Объясняйте, что следует критически относиться к полученным из сети Интернет материалам. Обсуждайте проблемы сетевых азартных игр, порнографии и насилия. Доверительные отношения помогут детям справиться с нежелательными переживаниями, связанными с посещением сети Интернет.

Безопасность детей – сложный вопрос, но жизненно важный. Трудно осветить все аспекты в одной статье. Но самые важные, на мой взгляд, я затронула. Жизнь не стоит на месте, стремительно развивается, а вместе с развитием появляются новые правила, необходимые для безопасной жизнедеятельности. Этот год не был исключением. В нашей жизни появились правила, связанные с коронавирусной инфекцией. Государство предприняло много мер для сохранения нашего здоровья, но многое зависит от нас самих…

И напоследок. Любите своих детей! Чаще и больше говорите с ними, не уставая повторять, что такое хорошо и что такое плохо, тем самым вы обеспечите безопасность детей до их самостоятельности.

Светлана ТРЕНИНА, учитель начальных классов школы №1987

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте