В демократическом обществе огромное значение отводится свободе печати и «четвертой власти» – прессе, или средствам массовой информации. Ее влияние на общество и власть огромно, оно способно изменить облик страны. Яркий пример – Соединенные Штаты Америки. Несколько журналистов и менеджеров средств массовой информации оказали столь значительное влияние на США, что их воздействие на взгляды и традиции американцев ощущается до сих пор.
Король дискуссионной журналистики
В 1834 г. Хорас Грили (1811-1872) основал еженедельник «Нью-Йоркер», успех которого объяснялся не только писательскими и редакторскими талантами Грили, но также его политической активностью. Журнал активно поддерживал партию вигов, а в 1840 г. Грили даже возглавил еженедельник, который специализировался на освещении избирательных кампаний. Когда кандидат партии вигов Уильям Харрисон стал президентом США, укрепились и позиции Грили. В 1841 г. он начал издавать газету «Нью-Йорк трибюн», которая стала ведущей газетой в северных штатах США. В 1841 г., за короткое время, ежедневные тиражи «Нью-Йорк Трибюн» выросли с 2 тыс. до 10 тыс. экземпляров. К 1861 г. тираж газеты достиг 300 тысяч. Это издание стало трибуной для распространения собственных взглядов Грили. Однако неординарные воззрения Грили и независимый стиль его поведения во многом сформировали дух независимой журналистики в США. В частности, Грили отстаивал идеи бесплатного предоставления новым поселенцам государственных земель на Диком Западе, подвергал жестокой критике эксплуатацию наемного труда, монополизм, смертную казнь, выступал против аккумуляции богатства в руках немногих, против монополизма и спекуляций землей. В числе его зарубежных корреспондентов недолгое время был Карл Маркс. Грили выступал против рабства, а в 1850-е гг. он поддерживал движение за ограничение распространения рабского труда. Грили был убежден, что рабство существует только потому, что эта тема запрещена к обсуждению в южных штатах США. Он писал в 1848 г.: «Свобода прессы – это залог безопасности и оплот истинной Свободы».
Самый влиятельный журналист Америки середины ХIХ века, Грили считал, что в демократии информирование избирателей может разрешить большинство социальных проблем. Он не боялся критиковать президентов, причем даже Авраама Линкольна, чьи взгляды были близки ему. Он ратовал за проведение «полной и свободной дискуссии» по всем самым острым вопросам.
В период Гражданской войны (1861-1865) свобода прессы в США неоднократно подвергалась ограничениям. Так, в 1863 г. генерал армии юнионистов Амброз Бурнсайд приказал приостановить издания газеты «Чикаго таймс» в соответствии с правом приглушать выражение общественных идей и мнений, которые могут причинить вред проведению военной операции. Спустя три дня президент Линкольн отменил это решение генерала. В следующем, 1864 г., другой генерал закрыл две нью-йоркские газеты за публикацию подложного обращения президента США. Выход газет возобновился двумя днями позже.
После окончания Гражданской войны Грили выступал за всеобщую амнистию лидерам конфедератов (южан). Ценой такой позиции редактора стало раздражение среди читателей северных штатов, вследствие чего тираж «Трибюн» снизился вдвое. Ныне американские историки считают Грили законодателем журналистского стиля его эпохи – он стремился предоставлять читателям максимум информации – это отличало его газету он конкурентов, гнавшихся за сенсациями.
Король «желтой» прессы
Уильям Херст (1863-1951) вошел в историю афоризмов с фразой «Сделай мне иллюстрации, а я обеспечу войну». Херст – мультимиллионер и собственник «Сан-Франциско экзэминер» – газеты, которую его отец получил в счет уплаты карточного долга. В 1890-е гг. Херст приобрел и основал несколько крупных газет и журналов. Лучшие журналисты того времени работали для его изданий, некоторые из них впоследствии приобрели мировую известность: Амброз Бирс, Марк Твен, Ричард Гардинг Дэвис, Джек Лондон и др. В 1903-1907 гг. Херст был членом Конгресса США. В зените своей карьеры он был владельцем 28 газет, 18 журналов, нескольких радиостанций и киностудий.
Херст превратил газетный бизнес в некую смесь репортерского расследования и низкопробной сенсации. Его имя стало синонимом понятия «бульварная журналистика». Утренние газеты могли выйти с сенсационным сообщением «Кинопродюсер застрелен на яхте Херста», а вечерние газеты сообщали о том, что продюсер умер от острого несварения желудка. Политические и расовые воззрения Херста отличались радикализмом и нетерпимостью. В частности, он ненавидел этнические меньшинства и использовал свои издания для разжигания расовой напряженности. Многие считали, что подоплекой его нетерпимого отношения, в частности, к мексиканцам были потерянные им в результате мексиканской революции 800 тыс. акров лесных угодий в Мексике. Один автор так писал о Херсте: «На протяжении своей долгой и сомнительной карьеры он настраивал американцев против испанцев, американцев против японцев, американцев против филиппинцев, американцев против русских, и для осуществления своих подстрекательских кампаний он публиковал совершенную ложь, фальшивые документы, вымышленные кровавые истории, интригующие передовицы, сенсационные карикатуры и фотографии».
Многие современники полагали, что Херст, дабы поднять тиражи своих изданий, способствовал развязыванию испано-американской войны. Существует любопытная легенда: работавший на Херста художник-иллюстратор, отправленный в командировку на Кубу, попросил у Херста разрешения вернуться в Америку, поскольку на Кубе не происходило ничего интересного, Херст ответил ему: «Оставайся там. Сделай мне иллюстрации, а я обеспечу войну».
Когда в 1898 г. в порту Гаваны взорвался американский крейсер и при этом погибли десятки моряков, журналистам было рекомендовано не спекулировать на бедствии. Однако у Херста были другие планы. В отсутствие других сенсационных новостей он вынес на первую страницу заголовки вроде такого: «Война? Конечно!». В 1900 г. в передовице одной из своих газет Херст оправдывал политическое убийство, это было лишь за месяц до убийства президента Мак-Кинли.
Королева разоблачений
В начале ХХ века история американской журналистики пополнилась новым понятием – макрейкер (буквально «уборщик навоза» – охотник до сенсаций, разоблачитель). Это понятие вошло в широкий обиход после выступления президента Теодора Рузвельта в апреле 1906 г. Он критиковал некоторых журналистов за отсутствие чувства меры и безответственность. Президент обозвал мастеров пера, не способных видеть позитивное, недостаточно оптимистично оценивающих действительность, уборщиками навоза. Грязь или коррупция должны быть вычищены, однако репортер, занимающийся только этим, быстро становится одним из мощнейших орудий зла. Чувства президента можно было понять. Каждый день в прессе появлялись разоблачительные статьи о коррупции и противоправных действиях политиков и крупных бизнесменов.
Ида Тарбелл (1857-1944) стала одним из первых и самых заметных макрейкеров. Она была автором серии публикаций о жизни Наполеона, однако в историю Америки и американской журналистики она вошла благодаря своему расследованию деятельности могущественной нефтяной компании «Стандард Ойл», которая монополизировала нефтяную индустрию штата Пенсильвания и северо-востока США.
После Гражданской войны экономика США вошла в период экономического бума. Бурно развивалась нефтяная промышленность и, в частности, «Стандард Ойл». Компания активно поглощала мелкие и средние предприятия, пользуясь тем, что федеральное и местное правительства закрывали глаза на махинации и очевидно преступные действия нефтяного гиганта. К 1880 г. компания перерабатывала 95% нефти, добываемой в США. В 1882 г. создатель «Стандард Ойл» Джон Рокфеллер организовал «Стандард Ойл траст» – группу из 40 корпораций индустрии, что давало ему возможность контролировать всю индустрию переработки нефти. В 1894 г. Рокфеллер стал первым американским миллиардером.
Ида Тарбелл расследовала и обнародовала факт тайного долговременного соглашения между нефтяным гигантом и местной железной дорогой, в соответствии с которым «Стандард Ойл» получала значительные скидки на грузоперевозки. При этих обстоятельствах другие нефтепереработчики не могли конкурировать со «Стандард Ойл» и разорялись. С 1901 по 1904 г. ею была опубликована серия из шестнадцати статей на эту тему. Они стали сенсационным обвинением для всей нефтяной индустрии. Судебное разбирательство, в котором «Стандард Ойл» обвинялась, в частности, в нарушении антимонопольного законодательства, приковало к себе внимание американской общественности и стало новым судебным прецедентом. Рокфеллер был вынужден распустить трест.
Конгресс США, во многом под нажимом общественного мнения, принял решение о создании Министерства торговли и Бюро по делам корпораций, в чьи обязанности, в частности, входил надзор за выполнением антимонопольного законодательства. Позже Ида Тарбелл разоблачала тарифную политику правительства, которая давала преимущества корпорациям в ущерб интересам работников и потребителей. Ее книга привлекла внимание президента Вудро Вильсона, который в 1916 г. пригласил ее участвовать в работе федеральной комиссии по тарифам.
Король политической журналистики
Начиная с 1937 г. и до окончания Второй мировой войны Эдвард Марроу (1908-1965) работал радиокорреспондентом компании Си-би-эс в Европе. В этом качестве он участвовал в 20 налетах американской авиации на Берлин, стал первым западным корреспондентом, сделавшим репортаж из нацистского лагеря смерти Бухенвальд. Вернувшись в Америку, он неожиданно обнаружил, что он – звезда: за годы войны его голос стал хорошо знаком каждому американцу. С появлением телевидения Эдвард Марроу стал ведущим еженедельной телевизионной программы «Смотри сейчас» и радиопрограммы «Слушай сейчас».
Репортер старой школы Марроу не знал ничего о телевидении, но знал, как делать программы в стиле «жизненные истории». Истории простых людей он подавал так, что они становились мощными комментариями к политическим и социальным проблемам. В 1953 г. Марроу провел расследование истории некоего Мило Радуловича. Радулович был уволен из военно-воздушных сил США на основании того, что его мать и сестра были обвинены в симпатиях к коммунистам. Марроу в своей передаче рассказал эту историю и поставил под сомнение справедливость факта увольнения. Радулович был восстановлен на службе. Вскоре после этого стало известно, что всесильный сенатор Джозеф Маккарти готовит атаку на журналиста. Марроу, в свою очередь, начал собирать материалы о сенаторе и его сенатском комитете. Сенатский комитет, руководимый Маккарти, занимался активным поиском и публичным разоблачением внутренних врагов Америки, в основном людей, придерживавшихся левых взглядов.
9 марта 1954 г. вышла в эфир передача Марроу, построенная на высказываниях самого сенатора. Она рисовала отталкивающий портрет фанатика. Днем позже CBS сообщила, что 12348 человек со всей Америки позвонили, чтобы высказать свое мнение о программе. Лишь один телезритель из каждых 16 высказался в пользу Маккарти. Позже сообщалось, что программа получила 4 тыс. писем, авторы большинства которых поддерживали журналиста. Сенатор потребовал предоставления ему эфирного времени для опровержений. Однако выступление Маккарти, в котором он назвал Марроу «вожаком шакальей своры», только усугубило его судьбу. Популярность и убедительность Марроу и его программ были столь мощными, что значительно подорвали авторитет Маккарти и его комитета в стране. Правда, и сама программа вскоре была закрыта. Сенатское расследование в армии США, проводившееся комитетом Маккарти, вызвало бурю возмущения в обществе и среди законодателей. Стало очевидно, что сенатор утратил чувство меры, что его обвинения часто бездоказательны и случайны, что «черта между расследованием и обвинением очень тонка, и сенатор переступает ее многократно», – как выразился Марроу. Ведущие политики обеих партий осудили поведение сенатора.
Когда в 1961 г. у журналиста и руководства Си-би-эс возникли разногласия, президент Джон Кеннеди предложил ему возглавить Информационное агентство США.
Washington ProFile
Комментарии