Сегодня в Директорском клубе диспут. Тема вынесена в заголовок полосы. В том, что авторские школы нужны, участники диспута едины. Мнения разошлись лишь в целеполагании, то есть в том, для чего, собственно, авторские школы создаются.
Татьяна БЕТЧЕР, директор екатеринбургской гимназии №2: Генератор прогрессивных идей
Нужно давать ход новаторству. И именно в авторских школах рождаются новые, прогрессивные идеи, которые рано или поздно приходят и в основную школу. Возможно, общеобразовательная школа не всегда принимает эти идеи, но так или иначе она получает стимул для развития.
Другое дело, авторские школы не следует пытаться тиражировать. Да и ничего из этой затеи не выйдет. Основа этих школ – личность. Личность, как известно, не поддается размножению. К этим школам нужно относиться как к эксклюзивным явлениям, вбирать их идеи, анализировать по мере возможности их идеологию и философию. Большинство авторских школ основываются на гуманистических идеях, на идеях нового отношения к ученику. Эту философию нужно пропагандировать, питать подобными мыслями педагогическую среду. Но опять же ни в коем случае нельзя относиться к этим процессам формально. К примеру, постановить: «Со следующего года 30 учителей города будут работать по методике авторской школы Шаталова». Ошибочность подобных подходов стала очевидна, когда в начальной школе появились программы Давыдова, Занкова. Далеко не каждый учитель по духу, по образу мысли «занковец» или «давыдовец». Началось искажение авторской философии. Дети получали вместо личностного развития отрывочные знания, не связанные между собой. Естественно, результата в подобных cлучаях быть не могло. Дело в том, что многие учителя сугубо механически, без глубокого понимания восприняли какие-то методические принципы Занкова или Давыдова, не чувствуя внутренней логики, глубинной философии автора.
Повторюсь: авторские школы необходимы, однако их нельзя клонировать. Их не может быть много, как не может быть много гениев. В этих учебных заведениях особую роль играет личность. В Екатеринбурге в полном смысле авторской, на мой взгляд, можно назвать только школу Александра Лобка, которая ориентирована на личностное развитие: сугубо индивидуальный подход к ребятам, небольшое количество учеников, формирование прежде всего гуманитарных способностей. Однако родители, которые собираются направить ребенка именно в эту школу, должны себе четко представлять, что не стоит впоследствии предъявлять школе претензии по поводу недоученности своего чада по математике или химии. У этого учебного заведения нет такой задачи. К единому государственному образовательному стандарту, базисному учебному плану в таких школах относятся формально. Кроме того, перевод ребенка из одной школы в другую тоже потребует дополнительных усилий, нужно будет догонять новых одноклассников по огромному количеству предметов.
Светлана АРТЕМЬЕВА, директор петрозаводской школы-комплекса №45: Это песня…
Общественные судьбы авторской школы и авторской песни мало чем отличаются друг от друга.
Было время, когда песни, которые исполнялись всеми, кто мало-мальски умел держать гитару в руках, называли туристскими. Их авторов никто не знал, но пела их вся страна. Затем у песен нашлись авторы-исполнители, и песни назвали бардовскими, бардов стали узнавать. Прошло время, и тема «Авторская песня» вошла в школьные учебники по литературе, к выпускным экзаменам дети стали зазубривать фамилии авторов и тексты песен.
И все это благодаря появлению одного, захватившего миллионы людей на Земле песенного жанра – самодеятельной (авторской) песни!
Но парадокс заключается в том, что дети стали изучать творчество бардов на школьных уроках, а петь их песни они больше не стали. То ли время не то, то ли вкусы не те. Правду люди говорят, что человек больше всего на свете любит рассказывать о том, что сам нашел и понял, и показывать то, что сам видел.
Сначала директоров школ, которые предлагали нетрадиционные по содержанию школьные системы и технологии, называли новаторами. О новаторах и их идеях знала вся страна. Спустя время школы, созданные новаторами, стали называть авторскими. Сегодня в большом потоке информации по радио, телевидению или в какой-нибудь газете вряд ли услышишь или прочитаешь берущие за душу слова об авторской школе и ее создателе.
Сегодня школу принято ругать. А зря! Сколько интересных личностей строят сегодня свои школьные системы, сколько интересных открытий совершается в авторских школах! Какие дети учатся в них! Такую школу общество сегодня не знает. То ли время не то, то ли вкусы не те… Правду люди говорят: «Что имеем, не храним, потеряем – плачем!»
А может, дело совсем в другом? В отношении к новому. Что становится главным недругом таланта? Обычность! Да, та обычность, которая любое новшество принимает как наступление на свой суверенитет, свое спокойствие. Так всегда было, есть и будет! Всегда найдутся люди, стремящиеся все привести в соответствие, и всегда найдутся впередсмотрящие, влюбленные в педагогику, готовые взять на себя чуть больше ответственности, совершить новые педагогические открытия. И борьбы между талантом и обычностью не избежать никогда! И не всегда в этой борьбе побеждает талант. Но если победит талант и такая школа реализует свои планы, то спустя время ее опыт обязательно отразится в опыте других школ.
Я только что вернулась из Москвы, где проходил рабочий семинар для 20 пилотных школ – участников проекта по развитию системы управления образованием на школьном уровне. Каждый директор представил систему своей школы, и я искренне порадовалась за авторские школы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Сочи и Хабаровска.
В 1990 году в Петрозаводске было принято решение о создании на базе 45-й школы культурно-образовательного комплекса, выделено 48 ставок. Наша школа могла претендовать на авторскую, если бы не все та же обычность! На сегодня в штате осталось 6 ставок. Причем в соответствии с новыми социальными нормативами и новыми штатами школ города школа превысила типовое штатное расписание на 2 ставки, но сумела сохранить свой неповторимый стиль. Удивительно, но это так!
Бытует утверждение, что авторский опыт неповторим. Если мы говорим о стиле автора, то я с этим согласна. Основания духовности у каждого свои, хотя нам всегда хочется именно этой духовностью, которая отражается в стиле автора, и обладать. Но если мы говорим об апробированных шагах – стратегии, подходах, методах и средствах, то они как раз в большинстве своем и тиражируемы. Что мы все время в наших школах делаем? Мы изучаем опыт авторских школ и отбираем то, что необходимо для развития своей школьной системы. Глупо препятствовать деятельности педагогических Данко, чтобы самим оставаться без света и оставлять без света своих детей! Честное слово, стоит просто не мешать воплощать в жизнь идеи талантливым педагогам и позволить им тратить их время, силы и средства (хорошо бы помочь им со средствами!) на создание своих авторских школ. Ведь в конечном счете это надо делать лишь ради одного – ради счастливых детских глаз!
Вспоминаются слова песни о педагогах-новаторах, у которой наверняка есть автор:
Пусть злословят пустомели,
Языками егозя,
Если б даже мы хотели,
Нам другими быть нельзя.
И кликушествуйте, совы,
Что живем лишь только раз!
Мы сверяем нашу совесть
Под рентгеном детских глаз!
Михаил БУРОВ, директор нижегородской авторской академической школы №186: Возможность самореализации
Уникальность личности и есть авторство. Среди многообразия школ должны быть авторские. Вот насколько они нужны сегодня? Они нужны хотя бы для того, чтобы человек реализовался. Нереализованный человек – больной человек. А среди педагогов достаточное количество людей очень творческих, поэтому авторские начала или авторский климат могут быть в каждой школе. И законы позволяют это осуществлять: промежуточная аттестация, безотметочный способ обучения. Вот у нас сегодня уже шестые классы пошли по безотметочному обучению. Очень сложно было договориться с родителями. И довод, которым мы их убедили: самое страшное, что придумано, – это отметка в школе.
Личность школьника разрушают три вещи – классно-урочная система, отметки и учебники. Вот я их постарался вытравить. Потихоньку.
Сергей СОПОЧКИН, директор новосибирского лицея №130: Способ борьбы с консерватизмом
Авторские школы нужны, даже если исходить из простого принципа: школы всякие нужны, школы всякие важны. Авторская школа должна иметь свою концепцию, опытного руководителя со своим видением образования. При этом нельзя забывать, что детям необходимо получить базовое образование согласно стандартам. Авторская школа помогает бороться с консерватизмом, привлекает молодежь, всегда имеющую новые идеи. Это возможность реализации нового подхода к обучению. Но любая концепция должна быть понятной педагогическому коллективу. Если не будет группы единомышленников, то ничего не получится, потому что насильно свою методику никому не навяжешь.
Мне кажется, авторских школ должно быть немного. Все-таки Конституция гарантирует базовое бесплатное образование, есть традиции, есть законы. Полезно продумать систему поддержки инноваций, талантов, систему апробации. Не всякая авторская программа может стать массовой, да и не всякая новая идея достойна воплощения. Нужно подходить осторожно, чтобы дети не пострадали от экспериментов. Если же опыт оказался ценным, полезным, то стоит подумать, как его распространить.
Мнения директоров школ записали: Наталья ЯКОВЛЕВА, Нина КОПТЮГ, Ирина МАЛИНИНА, Евгения КРИЗСКАЯ, Наталья МЕШКОВА
Комментарии