Несмотря на то что школу я окончила в 1999‑м, а училась в ней с 1992‑го, до сих пор она в моей душе. Скорее всего, такое чувство испытываю не только я, но и те выпускники, которые обучались в Жеблахтинской сельской школе.
Известно, что сельская школа отличается от городской по многим параметрам, некоторые из которых сложно выразить, так как они связаны с особенностями проявления духовности, нравственности и с другими аспектами внутреннего мира всех ее участников – учителей, учеников и их родителей.
Мне посчастливилось обучаться не просто в деревенской школе, а в «райском уголке». Школа имеет богатое географическое расположение, находится в селе Жеблахты, что в Ермаковском районе Красноярского края, ее называют еще школой на крутояре, так как стоит на высоком берегу реки Ои. Полноводная Оя, правый приток Енисея, берет свое начало из Ойского озера. Места живописные, невозможно не влюбиться, недаром сибиряки – народ с богатым внутренним миром – жили и живут в гармонии с богатой природой.
Школу свою я полюбила с первых дней учебы, и год от года любовь только возрастала. Учиться в ней было комфортно и радостно. Думаю, основная заслуга в этом ее директора Нины Николаевны Ульчугачевой. Это не только мой директор школы, но и директор моих младших сестры и брата, моего отца (он учился у нее). Школа для Нины Николаевны – это ее творение, детище, ее жизнь. Тридцать пять лет возглавляет она коллектив.
Еще ученицей школы я решила, что буду преподавать детям математику, как Татьяна Михайловна Муратова. Она стала для меня образцом во всем. Однако, несмотря на увлеченность царицей наук, учитель физической культуры Сергей Анатольевич Инин сделал так, что я полюбила еще и занятия физической культурой. Благодаря стараниям наставника я не только добилась своих первых спортивных успехов в жизни, но и испытала радость победы и уверенность в своих силах.
Так, по велению судьбы, физическая культура стала основной сферой моей профессиональной и научной деятельности. После окончания школы я училась еще на протяжении двадцати лет, окончила колледж, вуз, аспирантуру. Защитила в 2019‑м кандидатскую диссертацию по двум научным специальностям – «общая педагогика, история педагогики и образования» и «теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». А область моих научных интересов – это исследование проблем общего и профессионального образования в области физической культуры.
В настоящий момент по теме школьной физической культуры опубликовано более 90 работ, из них 2 монографии, 2 учебных пособия, статьи в журналах «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе» и других.
Тяга к новым знаниям, любовь к обучению… Откуда они? Все началось с учителей Жеблахтинской сельской школы. И конечно же, с первой учительницы Натальи Геннадьевны Ининой, с нашего классного руководителя с пятого по девятый класс Любови Васильевны Пестовой.
Школа на крутояре всегда сопровождает меня по жизни. Мой общий педагогический стаж 19 лет, из них 16 лет – стаж работы в школе учителем физической культуры, заместителем директора по учебно-воспитательной работе невонской школы №6 Красноярского края. В том числе 7 лет я работала учителем физкультуры в начальной школе №24 города Михайловска Ставропольского края. С 2020 года стараюсь передать свой опыт студентам Ставропольского государственного педагогического института, будущим учителям физической культуры. Преподаю дисциплины «Теория и методика физического воспитания», «Гимнастика с методикой преподавания», руковожу педагогической практикой студентов…
А Жеблахтинская школа продолжает обучать и воспитывать не только подрастающее поколение, но и нас, ее бывших выпускников. Из социальных сетей узнаем новые, ранее не известные факты из истории школы на крутояре, знакомимся с судьбами ее выпускников, ребят, с которыми мы еще недавно учились, а сегодня они отстаивают суверенитет нашей страны и защищают наши ценности в рамках специальной военной операции на Украине. Все это показывает, как крепка наша связь с родной школой. Спасибо вам, наши дорогие педагоги и наставники, за знания и жизненные уроки.
Всегда рада весточкам о своей родной школе. Несколько раз перечитывала письмо от директора Жеблахтинской средней школы Нины Николаевны Ульчугачевой. Вот его текст: «Уважаемая Наталья Владимировна, позвольте мне называть вас просто Наташа, Наташенька, ведь вы для нас навсегда останетесь ученицей Жеблахтинской школы. Спасибо, что храните добрую память о школе, об учителях. И в этой благодарности звучит прежде всего любовь к Родине, к своему селу, к родной школе на крутояре. Вы были нашими любимыми учениками, а мы – вашими учителями.
Приходят на память строки Валентина Распутина из его повести «Уроки французского»: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, нет, а за то, что сталось с нами после».
Всякий раз при чтении возникает обжигающее ощущение того, что и ты, учитель, продолжаешь быть ответственным за то, что сталось с твоим учеником. Счастлив, когда видишь – ученик усвоил сердцем и умом, что быть человеком – это значит не потреблять, а творить жизнь, созидать для других».
Как же греют душу мудрые слова наставника!
Наталья ЛУКЬЯНЕНКО (Муханова), кандидат педагогических наук, преподаватель физических дисциплин Ставропольского государственного пединститута
Комментарии