В 2023 году во всех школах появилась новая должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями». Она появилась по инициативе Президента России еще в 2021 году, и тогда первые специалисты начали свою деятельность лишь в 10 регионах. Сейчас же советники есть во всех 89 регионах страны.
Многие задаются вопросами: кто же такой советник директора, какими компетенциями должен обладать специалист на этой должности и чем же его деятельность отличается от функциональных обязанностей, например, вожатого – содержанием или формами? Несомненно, и до появления новой должности в школе велась воспитательная работа. Вместе с ребятами мы разрабатывали проекты для повышения интереса к школьной жизни, принимали участие в деятельности Российского движения школьников, но это были единичные и разрозненные акции и общешкольные дела.
Чтобы стать советником, всем кандидатам необходимо пройти конкурс «Навигаторы детства» и повышение квалификации. Уже в процессе обучения я поняла, насколько деятельность советника обширна. Многие могли подумать, раз должность называется так, то специалист должен будет взаимодействовать только с директором или заместителем директора по воспитанию. А вот и нет.
Советник директора по воспитанию – это посредник между администрацией школы, педагогами, родителями и учениками. Например, совместно с педагогами я вовлекаю наибольшее количество детей в воспитательные события, с родителями делюсь информацией по уже реализованным и предстоящим проектам, а ребятам предлагаю стать активистами нашей школы, знакомлю их с деятельностью ученического совета, обучаю способам принятия решений и предлагаю принять участие в интересных мероприятиях.
Конечно, нашей основной задачей является осуществление системного воспитывающего воздействия как в школе, так и за ее пределами. Для чего? Для успешной социализации будущих граждан демократической страны. Теперь воспитательная работа масштабировалась: мы знакомим ребят с проектами и возможностями, которые им предоставляются на федеральном и региональном уровнях и которые направлены на решение конкретных задач. Это не может не вовлекать в общественные процессы, происходящие здесь и сейчас.
Может показаться, что советник директора и старший вожатый решают одни и те же задачи. Но это только так кажется на первый взгляд. Обязанности советника обширны: мы охватываем не только актив школы, но и всех учащихся, помогаем развитию детских общественных организаций, таких как «Орлята России» и «Движение первых», реализуем или придумываем уникальные воспитательные проекты для школьников не только своей организации, но и района и всего города.
Но все-таки советник директора – это наставник для ребят. Сегодня наставничество все больше набирает популярность. Наставник – это не только про обучение и передачу своих знаний, это еще и про помощь в адаптации к новым обстоятельствам, помощь в трудных жизненных ситуациях. Чтобы стать наставником, нужно пройти определенный путь, у каждого наставника тоже есть свой наставник. А чтобы быть хорошим наставником, нужно учиться каждый день и многому. В процессе обучения и работы наставником появляются секреты, которые мы используем в работе, я хочу поделиться своими.
Самым главным секретом для меня является умение слушать ребят. Современные дети очень нуждаются в том, чтобы быть услышанными. У них есть переживания, проблемы, а иногда они приходят к тебе с очень интересными проектами, которые хотели бы реализовать. Так, например, активисты поделились со мной тем, что им нравится играть в настольные игры, им бы хотелось это делать чаще. Поэтому было принято решение провести в нашей школе фестиваль настольных игр. Ребята поддержали эту идею, выбрали игры, в которые было бы удобно играть в таком формате мероприятия, и сами стали игротехниками для участников.
Ребята в школьном ученическом совете «ВЖИК» разных возрастов и учатся в разных классах, но моя цель как советника-наставника – объединить их в сплоченную команду, помочь им найти общий язык, сгладить все конфликтные ситуации, потому что они неизбежны в любом коллективе, ну и, конечно же, направить их творческий потенциал на реализацию проектов. Как я это делаю? Для них я создала такое творческое пространство, в котором они ощущают себя комфортно, знают, что могут найти единомышленников, многие ребята сами становятся наставниками друг для друга: старшие школьники – для младших, опытные – для только постигающих основы деятельности школьного активиста. На основе такого взаимодействия проводятся школьные сборы актива – самое ожидаемое событие учебного года, когда школа на два дня превращается в лагерь с отрядами и вожатыми, где главными становятся сами дети. Ученический совет выступает как организатор, а педагоги превращаются в старших друзей.
Советник-наставник должен осознавать: чтобы быть интересным для ребят, понимать их и быть с ними на одной волне, нужно уделять время и своему профессиональному, и личностному развитию. Я постоянно учусь, познаю новое: освоила программы «Публичные выступления лидеров» и «Наставничество» в мастерской управления «Сенеж», участвовала во Всероссийском молодежном форуме «Территория смыслов», принимаю участие во всероссийских конкурсах «Лига вожатых» и «ТопБЛОГ», где стала финалисткой, слежу за культурной жизнью нашей столицы. А самое главное – я стараюсь интересоваться тем, чем увлекаются мои ученики. Это замечательный инструмент, с помощью которого нам удается находить общий язык, ребятам очень это нравится.
В общем, советник-наставник – это очень ответственная и важная должность. И как сказал выдающийся русский педагог и писатель Константин Дмитриевич Ушинский, «наставник должен быть не только учителем, но и другом». Поэтому я желаю всем советникам стать настоящими друзьями своим ученикам.
Наталья ЗАГОРОДНИКОВА, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы №2026
Комментарии