Чтобы разобраться с конкретной ситуацией, мы внимательно изучили Региональное отраслевое соглашение по организациям образования Иркутской области на 2014‑2017 годы, приказ Министерства образования Иркутской области «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников государственных образовательных организаций Иркутской области, подведомственных Министерству образования Иркутской области», постановление администрации Шелеховского муниципального района «Об утверждении положения об оплате труда руководителей и работников муниципальных общеобразовательных учреждений, общеобразовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шелеховского района».
Кроме того, мы связались с руководством Иркутской областной организации Общероссийского Профсоюза образования. Наши коллеги поговорили с Аленой Остальцовой, попросили посмотреть ее расчетный листок за май 2017 года. Алена Валерьевна рассказала о своих условиях и оплате труда в средней общеобразовательной школе №5 города Шелехова.Что установлено?Нагрузка большая, зарплата маленькаяОплата труда педагогических работников в Иркутской области, в частности в городе Шелехове, строится на основе профессиональных квалификационных групп. Размер должностного оклада определяется в зависимости от конкретной должности. В настоящее время должностной оклад Алены Валерьевны составляет 6578 рублей. Учебная нагрузка – 22 часа.Алена Остальцова – учитель начальных классов, работает в 4‑м классе. Это говорит о том, что ей приходится много времени уделять подготовке к занятиям, по 1 часу на каждый урок и даже более. До 4 часов в неделю ей приходится оформлять документацию, связанную с отчетностью – выставлением оценок, учетом успеваемости и так далее. Примерно 2 часа она тратит на работу с родителями, 1,5‑2 часа занимает участие в различных совещаниях.Итого, реальная нагрузка – около 50 часов в неделю. Это достаточно серьезная нагрузка для молодого специалиста.Почему она рискнула обратиться к президенту? Потому что она работает в городе Шелехове, и условия оплаты труда отличаются от условий оплаты труда ее бывших однокурсников, с которыми она училась в вузе, но которые работают сейчас в школах Иркутска. У них значительные расхождения в оплате труда.Мы проанализировали, из чего складывается заработная плата Алены Валерьевны. Исходя из должностного оклада и учебной нагрузки, за часы учебной работы с классом она получает 8039 рублей 78 копеек. Кроме этого, согласно системе оплаты труда, действующей в Иркутской области, учитель при количестве учеников 25 человек и выше получает вознаграждение за классное руководство – 1500 рублей. Еще ей выплачиваются компенсационные выплаты за классное руководство из фонда оплаты труда школы – 20% к окладу, 1315 рублей 60 копеек. Компенсационные выплаты за проверку письменных работ – 10%, 584 рубля 71 копейка. Это начальная школа, значит, тетради она проверяет ежедневно. Кроме того, молодым специалистам устанавливается компенсационная выплата за первый год работы в размере 20% к должностному окладу – 1315 рублей 60 копеек. Кстати, такая же компенсационная выплата молодому специалисту в Иркутске составляет 50% к окладу. Такие различия вызывают вопросы у молодых специалистов. Разве в Иркутске тяжелее работать, чем в Шелехове?Далее, в Иркутской области действует районный коэффициент – 30% к окладу и еще десятипроцентная северная надбавка.Итого, за май начислено 18158 рублей 42 копейки, на руки она получила 16632 рубля 97 копеек.Без подъемныхВ отдельных районах и городах Иркутской области для молодых специалистов предусмотрены выплаты на хозяйственное обзаведение. В Иркутске подъемные в размере 50 тысяч рублей выплачиваются в октябре. А в целом ряде других районов, в частности в Шелеховском, такие выплаты не предусмотрены. Это дополнительный вопрос молодого специалиста власти – почему? Разве она выполняет какую-то другую работу, разве ее труд более легкий, или ответственность меньше? Почему такие различия? При том, что Алена Валерьевна ответственно относится к делу, постоянно повышает квалификацию, старается работать качественно и с самоотдачей.Без стимулирующих выплатКогда с Аленой Валерьевной разговаривали представители областной организации профсоюза, ей задавали вопрос – вы получаете стимулирующие выплаты? Учительница ответила, что нет.Между тем в «Положении об оплате труда руководителей и работников муниципальных общеобразовательных учреждений, общеобразовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шелеховского района» есть приложение «Порядок расчета стимулирующих выплат работникам муниципальных общеобразовательных учреждений Шелеховского района». Здесь расписаны виды и размеры стимулирующих выплат, порядок определения их размера. Есть перечень критериев, показателей эффективности деятельности педагогических работников общеобразовательных учреждений, являющихся основанием для начисления стимулирующих выплат. К числу таких критериев относится динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся, результативность участия в олимпиадах, обобщение, распространение передового педагогического опыта, реализация дополнительных проектов, экскурсии, учебные проекты, участие в очных профессиональных конкурсах, работа с детьми из социально неблагополучных семей, реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями, внеклассные мероприятия, физкультурно-оздоровительные и так далее. То есть существует целая система показателей, которые дают возможность получать стимулирующие выплаты.Добавлю к этому, что, хотя в региональном отраслевом соглашении есть запись об установлении стимулирующей части фонда оплаты труда в размере 25% от оклада, по информации нашей областной организации профсоюза, доля стимулирующей части фонда оплаты труда постепенно снижается. И сейчас она составляет порядка 17‑18 процентов.Школа без профсоюзаПоскольку стороной регионального отраслевого соглашения является областная организация профсоюза, естественно, ее представители очень внимательно отслеживают ситуацию с оплатой труда в Иркутской области. К сожалению, в Шелеховском муниципальном районе очень малочисленная профсоюзная организация, а в школе №5 ее вообще нет. Поэтому вопросы, связанные с оплатой труда в этой школе, вне зоны внимания профсоюзной организации. Если бы организация была, конечно, молодого специалиста проинформировали бы о системе оплаты труда, о тех возможностях, которые есть у каждого работника, с тем чтобы она могла принять меры для увеличения своего заработка, помимо обязательных выплат. А так молодой работник оказался один на один с трудными обстоятельствами.Ничего не говорила наша коллега о том, есть ли у нее наставник. Профсоюз очень внимательно относится к условиям работы и оплаты труда молодых специалистов, к тому, какую помощь им оказывает администрация школы, коллеги, помогают ли освоиться в коллективе, справляться с теми сложностями, которые поначалу неизбежно возникают в работе с классом, с родителями. Конечно, профком помогает справиться и с теми проблемами, которые возникают при заключении трудового договора. Например, в трудовом договоре, который заключен с Аленой Валерьевной Остальцовой, расписано все, в том числе за что она может получить дополнительные выплаты из стимулирующего фонда. Но ей никто не подсказал, как правильно организовать свою работу, чтобы администрация заметила – их молодой специалист принимает участие в целом ряде мероприятий, которые дают право на дополнительную выплату из стимулирующего фонда.Только при наличии добросовестно работающей профсоюзной организации, конечно, во взаимодействии с администрацией, педагогический работник может добиться реального решения своих проблем, знает свои права и обязанности, в совместной деятельности с коллегами повышает свой профессиональный и социальный статус.ВыводыВыше уже говорилось, что с 2005 года в нашей стране не существует единых размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Очень важно, чтобы в этой ситуации были задействованы инструменты, предусмотренные законодательством, которые формируют дополнительную систему гарантий, основанную на коллективно-договорном регулировании. Поэтому мы такое внимание уделяем содержанию и применению отраслевых соглашений не только на федеральном, но и на региональном, муниципальном уровнях. И, конечно, заключению коллективных договоров на уровне учреждений. Если эти инструменты не работают, то работники лишены возможности иметь дополнительные льготы, преференции. Досадно, когда есть возможность создать профсоюзную организацию, получить в руки все необходимые инструменты для дальнейшего развития, но этого не происходит.Нужно учитывать всю сложность ситуации. Что существует разграничение полномочий между федеральным центром, регионом и муниципалитетом, что есть большие различия в бюджетной обеспеченности между регионами, различия в оплате труда у нас очень велики, они составляют 4‑5, а то и больше раз. Более того, все говорят, даже опытные управленцы, что у нас увеличивается разрыв между регионами с высоким уровнем бюджетной обеспеченности и теми, кто имеет большие проблемы с финансированием, в том числе социальной сферы. И, конечно, высокий уровень государственного долга, дефицит бюджета сказываются на реальном положении сферы образования, здравоохранения, культуры в регионах.Мы возвращаемся к вопросу, который нас тревожит постоянно. В Трудовом кодексе много лет существует положение о том, что у Правительства России есть возможность на федеральном уровне устанавливать базовые ставки, оклады для работников государственных и муниципальных учреждений. Уже больше десяти лет, после того как мы ушли от Единой тарифной сетки и каждый регион, каждое учреждение получили право формировать свою систему оплаты труда, мы постоянно настаиваем на установлении базовых ставок и окладов как минимальных государственных гарантий на федеральном уровне. Потому что должен работать принцип, заложенный в Трудовом кодексе – равная оплата труда за труд равной ценности. Наше важнейшее требование сейчас – установление Правительством России базовых ставок заработной платы, базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам должностей работников в государственных и муниципальных учреждениях. Это необходимо в целях преодоления неоправданной дифференциации в оплате труда, в частности работников образования, связанной со значительными различиями в размерах региональных бюджетов.
Комментарии