search
main
0

Что сказано в Евангелии?.. . Древний Елец готов вступить в борьбу за звание столицы педагогической поддержки

В педагогическую книгу рекордов Гиннесса (если была бы такая) 11-я елецкая гимназия могла бы войти как школа с самой представительной и сильной службой классных воспитателей. Вернее, воспитательниц. 20 необычайно милых юных мастериц педагогической поддержки обслуживают самый сложный возрастной участок – с пятого по девятый класс. «А у нас, – грустит коллега из соседней 97-й гимназии Ельца, – всего один психолог на 980 детей. Как в такой массе человека разглядеть?»

Одной из первых в стране 11-я гимназия освоила методику работы ОКР (освобожденный классный руководитель), впервые разработанную под руководством Олега Семеновича Газмана. В течение трех лет ельчане проходили обучение в Москве, в лаборатории Института педагогических инноваций РАО, возглавлявшейся ученым. Теперь научное руководство экспериментом ведет доктор педагогических наук, профессор МГПИ Александр Иванов, ученик и продолжатель идей Газмана.

Бурные 90-е годы заставили, как известно, школу отвергнуть малопродуктивную идеологию коллективизма в пользу личностно-ориентированного образования. Вместе с индивидуализацией тогда потребовалось выделить, обосновать и обеспечить особый процесс, ее сопровождающий, – педагогическую помощь и поддержку ребенка в саморазвитии.

В ноябре 1995 года в подмосковном Зеленограде состоялась Всероссийская конференция-семинар, на которой впервые заявило о себе новое (наряду с обучением и воспитанием) направление гуманистической педагогики – педагогическая поддержка детей в образовании.

В те же примерно годы в прессу просочились цифры, из которых явствовало, что почти 90 процентов ребят не усваивают школьную программу даже наполовину. Образно говоря, «пестики и тычинки» легли грузом на память, но инструментом деятельности, зоной собственного интереса для учеников не стали. Это означает, что в педагогической поддержке в разной степени и формах нуждаются почти все дети, а не только «лица с отклонениями в поведении».

Тем временем в крупнейших регионах (Мурманская, Тверская, Липецкая, Владимирская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ) начался эксперимент «Освобожденный классный воспитатель». Его участники в своих отчетах отмечали «резкое сокращение фактов неуспеваемости», «пропусков занятий по болезни», одобрительное отношение родителей, самих ребят к защитнику их интересов и свобод, с которым «всегда можно посекретничать, проконсультироваться, получить практическую помощь».

«Каждый ребенок имеет значение»

Так называется особая национальная программа, правда, не у нас, а в Англии. Там это очень мощное национальное движение, каждый подросток на счету.

У нас же самого ребенка часто и не разглядишь за списками мероприятий. Как себя чувствует, доволен ли своим обедом, не забыл ли своевременно принять таблетку, записать домашнее задание? Все эти «пустяки» должны бы, по идее, стать сферой заботы классного руководителя. Не получается, увы: по некоторым данным, для 70 процентов классных дам даже формальная, поверх рядов, работа с коллективом – «головная боль», «обуза», «неизбежная повинность», а в каждом третьем случае – «способ контроля за отметками и поведением».

Так что какие уж там личные контакты – тут бы к своим урокам подготовиться успеть. Значит, ученикам необходим освобожденный от преподавания старший товарищ, «детский человек», всегда готовый защитить их интересы и помочь в решении личных проблем.

Недавно в бунинском Ельце, в гостях у 11-й гимназии, проходил семинар заместителей директоров школ по воспитанию из всех районов Липецкой области. Практики говорили и в анкетах написали, что нуждаются в освобожденном воспитателе (и не в одном!) категорически: социум сложный, дети очень разные. В чем же проблема? «Новым классным» остро не хватает знаний, профессиональных практикумов, «родственных» контактов в городах, свежих идей и технологий для начала и развития эксперимента. В результате, правда, не теряя времени, договорились создавать на базе 11-й гимназии центр для гуманистически ориентированных педагогов области. Что ж, для начала очень неплохой итог.

«Детей надо любить, от этого они становятся умнее и красивее. Просто любить и ничего не требовать» – так, коротко и ясно, излагает свой «педагогический концепт» Анна Чукардина из елецкой гимназии №11.

Требовать, заставлять и принуждать – пытались донести до журналиста педагоги из Ельца – не просто малоэффективно, не по-современному, но главное – опасно в наше время. Что на уме у затаившегося на последней парте шалуна, что за душой? Слишком непредсказуем, импульсивен и взрывоопасен «параллельный мир», с которым они связаны профессией. Шутка сказать: из 1000 учеников 300 воспитываются в неполных семьях!

«Был у меня семиклассник Слава, очень сложный, неприступный, жаждой к знаниям не отличался. Мы на цыпочках ходили. Ему слово – он десять в ответ. Такие кренделя выписывал, мы думали: нервы. И повела я Славу по врачам, – рассказывает Анна Валерьевна Чукардина. – Оказалось, что у мальчика киста головного мозга, мало того, она пульсирует, вызывая постоянный эмоциональный стресс. Еле спасли, но операции не избежали. А если б мы, со всей «разумной требовательностью» дипломированных знатоков, гнали его к знаниям, учили жизни, угощали двойками – уберегли бы?»

В режиме неотложки, МЧС, «горячей линии» работают – не позавидуешь. Вечно на телефоне с кем-нибудь из подопечных; рядом с тем, кому без их плеча, теплого слова трудно. «Мать всегда с тем из маленьких, кому ее помощь нужнее, кто требует больше внимания», – опережает мой вопрос одна из самых опытных освобожденных классных руководителей гимназии Ирина Николаевна Чаплыгина.

Снова недоумеваю. Значит, что же: ОКВ систематически бросает остальных учеников на произвол судьбы, жертвуя целым коллективом ради одного, всеми забытого и беззащитного?

Именно, именно так и поступают. В других школах, дабы пристыдить, подростку могут высказать, мол, «думаешь, ты у меня один такой? Да у меня сто таких, как ты!» В этой гимназии каждый, кто заболел, попал в беду и даже если не попал, каждый ребенок априори именно один такой. Не удивляйтесь, это очень старое этическое правило. Еще в Евангелии от Матфея говорится: «Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти не заблудившихся».

Само собой, можно по-всякому растолковать это библейское иносказание; как же перевести его на наш педагогический язык? Каждый спасенный воспитателем «потерянный» ребенок, каждая согретая душа учит не одного, а сразу всех, кто это подмечает, милосердию, любви, высоким принципам заботливого и ответственного отношения к любому, с кем нас сводит жизнь.

Возраст «клубной терапии»

…Лену не приняли в классе, где как на подбор сплотились одни сильные ученики. А Лена новенькая. В прежней школе числилась отличницей, здесь перескакивает с двойки на тройку. «Ты нас позоришь!» – возмущаются математические «умницы». «Смотри, не лопни от зазнайства, Лобачевский!» – огрызается девчонка. Чуть ли не ежедневно стычки, брань. Что делать воспитателю в подобных обстоятельствах?

Педагог Ирина Николаевна Чаплыгина вышла из положения изящно: пользуясь случаем, специально организовала собственную студию-кружок «Самопознание» – под Лену. «Мы не просто обсуждали ее беды и обиды, а учились глубоко анализировать поступки. Ведь моя задача – научить ребенка самому справляться с жизненными трудностями, – говорит Ирина Николаевна. – Оказалось, что под внешней маской забияки пряталась честная, добрейшая душа».

На одном из «Тренингов личностного роста» Чаплыгина раздала всему классу чистые листы и попросила набросать в двух-трех словах мини-портрет (только плюсы и минусы) товарища или соседа. Потом собрала результаты и раздала «обратную связь» детям. «Ну неужели я такая со стороны?!» – не верила своим глазам Елена. Благо теперь она одна из самых популярных в школе девушек. И класс благодаря Чаплыгиной не потерял, а приобрел в ее лице неформального лидера, к тому же еще и непревзойденную звезду классического танца.

– Наши мамочки (так мы нежно называем службу ОКР), – улыбается Иван Иванович Печикин, директор гимназии, – представляете, они нас удивляют каждый день. Даже дети, которым «ничего не интересно», под их чутким руководством вырастают в мастеров танца, спорта, кулинарии. Одна из наших выпускниц работает поваром высшего разряда в самом престижном ресторане города. И такую красоту готовит – пальчики оближешь!

Добровольцы или профессионалы?

Могут спросить: но что же здесь принципиально нового – любой добросовестный классный руководитель также искренне заботится о детях, ходит по домам, волнуется. Тоже поддержка индивидуальности, не так ли?

Вот как отвечал на это автор инновационной практики Олег Семенович Газман: «Элементы новой педагогики всегда бродили в школе, но вразброс… Собственно, помощь и поддержка детям если и оказывалась, то носила не профессиональный, а добровольный характер милосердия. Школа в этой работе ориентировалась на решение собственных проблем – принятие мер, чтобы дети «не мешали» учебно-воспитательному процессу, а не тех проблем, которые волнуют детей и являются реальной причиной их выпадения из образования».

Но только ли «общим каноном» жив человек? Что, вся его жизнь состоит лишь из копирования готовых социальных эталонов? А свои собственные цели он не выдвигает, не умеет действовать иначе, чем другие? В этом «само» ему и нужна поддержка взрослого. В выборе жизненной линии, профессии, друга, способа поведения. Все успехи и трудности, которые он переживает, становятся актом его самосознания. Если он справляется с проблемами – хорошо. Если нет – человеку надо помочь. Тут и вступает в силу педагогическая поддержка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте